От Гераськина до Фомина
четверг, 25 октября, 2018 - 11:29

Слухи о замене Аркадия Фомина на посту секретаря регионального отделения «Единой России», разговоры о реструктуризации ЕР и создании городского отделения, что неизбежно ослабит Фомина – все это приковывает внимание наблюдателей к судьбе рязанской ячейки партии власти. Vidsboku решил изучить всю историю местной ЕР с самых первых дней.

Против ОВР

«Единая Россия» выросла из политического противостояния федеральной власти и контр-элит во главе с Юрием Лужковым и Евгением Примаковым конца эпохи Бориса Ельцина. В конце 1998 года мэр Москвы Лужков, постепенно переходящий в прямую оппозицию к одряхлевшему Ельцину, формирует движение «Отечество», привлекая в него политиков, деятелей культуры и просто известных людей. Параллельно было сформировано движение «Вся Россия» с главами национальных республик и губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым. Перед выборам в Госдуму, назначенными на декабрь 1999 года, движения объединяются в блок «Отечество – Вся Россия».

Федеральная власть в ответ формирует блок «Единство» во главе с единственным популярным ельцинским министром Сергеем Шойгу, борцом Александром Карелиным и генералом милиции Александром Гуровым, имевшим амплуа борца с мафией. Блок идет в связке с Владимиром Путиным, назначенным премьером, но еще не объявленным преемником. Перспективы блока даже для опытных участников политического процесса на тот момент весьма туманны.

В красном поясе

В регионах, где губернаторы не примкнули ни к одному из двух блоков, разобраться, чьи знамена реют убедительнее и какая из партий власти останется таковой в ближайшем будущем, было весьма сложно. В Рязанской области на тот момент партия власти – это КПРФ, но для местных политиков партийный фактор играл гораздо меньшую роль. Выборов по спискам на муниципальном и региональном уровне не было, а мощный административный ресурс в подарок к выдвижению от партии власти не прилагался, так как, повторимся, не было ясности с тем, кто этой партией является, к тому же исполнительная власть в принципе была слаба.

Поэтому на том этапе особой конкуренции за «Отечество» и «Единство» не было, кто смел – то и съел.

Старт Булаева

Лужковскую партию съел Николай Булаев, на тот момент ректор Института развития образования, занимающегося повышением квалификации учителей. До 90-го года он работал директором Спасского педучилища. Затем стал заместителем председателя облисполкома по социальной сфере. В 94-м лишился должности и был трудоустроен в институт. В 96-м выдвинулся в губернаторы, но не смог собрать подписи.

Партнером Булаева стал Валерий Калашников. В 1988-1990 годах он был секретарем обкома КПСС, в 1990-1991 – председателем облисполкома.

То есть, именно он взял Булаева в администрацию из директоров районного педучилища, обеспечив стремительный рывок в карьере. После отставки Калашников вернулся в рыбновский НИИ коневодства, где начинал карьеру и который возглавляет до сих пор.

Уже тогда Булаев начал сотрудничать с владельцем Ново-Рязанской ТЭЦ Анатолием Шестаковым, который вскоре станет генеральным спонсором «Единой России».

В таком порядке они и вошли в список ОВР на выборах в Госдуму, заняв три верхних места из четырех в рязанско-тульской группе: Булаев, Калашников, Шестаков. Последний как бы представлял «Всю Россию». Полученных в декабре 99-го процентов хватило для того, чтобы Булаев стал депутатом по списку ОВР, которое в результате агрессивной кампании «Единства» и мочилова по федеральным каналам получило всего 13,33 %. Он же оставался руководителем организации до вливания в ЕР.

Провоторов и доцент

А вот с рязанским «Единством» все шло не так гладко. Сначала экономические и политические элиты региона вообще проигнорировали появление будущей президентской партии. Зато мгновенно сориентировался простой доцент РГУ Юрий Гераськин, недаром, будучи историком, начавший преподавать политологию. Он возглавил местную ячейку предвыборного блока и вошел в партийный список. Правда, Рязанской области выделили лишь символическое восьмое место в группе из пяти регионов.

В регионе «Единство», как и в среднем по стране, получило около 23%.

В одномандатных округах у «Единства» и ОВР сложился паритет: не прошел никто, победили поддержанные КПРФ Надежда Корнеева, председатель рязанского горсовета и Вячеслав Олейников, глава Клепиковского района.

Избирательный блок начали преобразовывать в партию. Юрий Гераськин и его товарищи в конце января 2000 года проводят учредительное собрание и относят документы в управление юстиции. Им отказывают по формальным основаниям.

К тому времени (Ельцин «устал», Путин с нового года уже и.о.) глаз на «Единство» положил Федор Провоторов, с которым история нарождающейся партии власти будет связана еще несколько лет. Именно он приведет к руководству партией Аркадия Фомина.

Провоторов, и тогда прочно ассоциирующийся с группировками 90-х, уже попробовал себя в политике. В 2000 году избрался в гордуму Касимова, под его контролем находилось несколько предприятий, в 2001-м – в областную Думу от касимовского округа. В электоральную историю вошли грандиозные праздники, которыми он поражал избирателей провинциального городка.

Провоторов проводит свою конференцию на заводе САМ, принадлежащего еще одному достаточно скандально известному бизнесмену, вышедшему из самой лихой части лихих 90-х – Дмитрию Малахову. По некоторым оценкам конференция могла пройти только на бумаге. Реальными или же фиктивными участниками стали работники предприятий Провоторова.

В прессе появляются материалы о том, что президентскую партию захватывает парень из слоновской группировки. Оппоненты Провоторова публично жалуются на то, что представитель президента  (то, что сейчас называется федеральный инспектор), которым был назначен Александр Сергеев, переведенный с должности директора УФСБ, проигнорировал их жалобы на происходящее.

Участник тех событий рассказал Vidsboku, что сын Сергеева, Василий Сергеев, изначально работал с Провоторовым в связке по партийному проекту. Кстати, младший Сергеев неоднократно будет пытаться занять какие-то позиции в политике, но каждый раз безуспешно.

Фото: mediaryazan.ru.

Параллельно из Москвы присылают некоего предпринимателя Михаила Зарубина, который не оставил никакого следа в политической истории региона, но на тот момент с ним пришлось считаться. Зарубин становится главой регионального отделения, Провоторов – председателем исполкома.

В областной и городской Думах из действующих депутатов появляются небольшие фракции «Единой России». В региональном парламенте фракцию возглавил генерал, экс-начальник автомобильного училища Анатолий Веденеев, в городском – тогдашний директор керамзавода Виктор Варгин. Эти фракции были не активны, городская вообще ни разу не собиралась.

Проглотить «Единство»

В 2001 году происходит слияние ОВР и «Единства» в «Единую Россию». Противостояние забыто, номенклатура едина и с каждым годом становится все более единой. В результате заключенных на федеральном уровне соглашений Рязань достается ОВР. Булаев становится руководителем рязанской «Единой России». Зарубин исчезает из рязанской политики. Провоторов формально остается в партийных рядах, но с партией не ассоциируется.

Ближайшие пару лет партия в регионе с представителями КПРФ на всех уровнях власти занимается в основном сама собой. Например, на выборах в рязанский горсовет 2004-го года вообще не было партийных кандидатов. Выборов по спискам по-прежнему нет, несмотря на то, что политики стремятся любыми средствами указать на принадлежность к команде президента, подтвердить свое мнение ссылками на его высказывания и т.д., серьезной институциональной роли ЕР на том этапе не играет.

Упрочить позиции удается на выборах в Госдуму, которые состоялись в декабре 2003 года. «Единая Россия» лидирует по спискам, выигрывает в обоих одномандатных округах: Николай Булаев и полковник спецслужб Игорь Морозов (в его агитации на будущих губернаторских выборах подчеркивалось, что он «разведчик, как и наш президент»), который на тот момент был членом Совета Федерации от региона.

Впервые в парламенте складывается большинство одной партии. Казалось бы, к губернаторским выборам, которые назначены на март 2004 года, ЕР в Рязани подходит с отличными перспективами. Только что закончилась победоносная кампания, осталось избрать своего губернатора и утвердиться в роли полноценной партии власти. И тут Булаева и его команду ждет тяжелый удар.

Без своего губернатора

Федеральная «Единая Россия» решает поддержать... действующего коммуниста Вячеслава Любимова!

Он шел как самовыдвиженец, хотя никаких заявлений о выходе из КПРФ не делал. Решение о поддержке Любимова пролоббировал федеральный министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, который имел интересы в Рязанской области, блюсти их позднее был прислан его сын Никита.

Начальник областного сельхозуправления Сергей Сальников был его деловым партнером (примерно через 10 лет в ходе конфликта Сальникова выдавили из совместного бизнеса, а сам бизнес продан немецкому бизнесмену  Штефану Дюрреру).

Сначала ЕР пытается просто не мешать Любимову, факт отсутствия собственного кандидата у партии, только что захватившей полдумы стараются не обсуждать. Однако перед днем выборов призыв голосовать за Любимова от ЕР и от имени Гордеева все же выходит. При этом выдвинувшиеся в губернаторы Игорь Морозов и экс-командующий ВДВ Георгий Шпак вовсю ссылаются на принадлежность к команде Путина.

В итоге Любимов становится третьим, а Морозов и Шпак проходят во второй тур. Более нелепой ситуации сложно представить. У самой популярной, согласно недавнему общенациональному голосованию партии, нет своего кандидата во втором туре. При этом оба кандидата каждый день много раз присягают на верность федеральной власти, которую вроде бы и призвана поддерживать ЕР.

В итоге перед вторым туром какое-то заявление о поддержке Шпака было сделано, но особой роли не играло. Генерал вступил в должность, не считая себя чем-то обязанным «Единой России». Все его правление сохранялись натянутые отношения, а ЕР не была представлена в исполнительной власти.

«Если бы нам дали возможность участвовать в губернаторских выборах, мы бы их лошадью выиграли», – жаловался Булаев на одной из конференций. Но не дали.

«За Рязанский край» без ЕР

На выборах в областную Думу 2005 года генерал и вовсе «спел». Он выдвинул собственный блок «За Рязанский край», который по-быстрому сварганили из «Аграрной партии» и «Народной партии» (была и такая). Оргвопросами занимался Сальников, который вместе с агробароном Георгием Свидом, возглавил блок. Таким образом, ЕР теперь уже даже формально стала оппозицией региональному руководству. Однако все же удалось найти каналы, по которым Шпаку объяснили, что партия власти у нас одна и перед самыми выборами он призвал избирателей голосовать за «Единую Россию».

В этой ситуации оставалось только посочувствовать местным начальникам. В те времена они, конечно, привыкли находиться в ситуации жесткого выбора (одни лишь губернаторские выборы чего стоили), но выбирать между разными указаниями одного и того же губернатора...

ЕР получила провальные 22.19%. Губернаторский блок – 10,06%. При помощи мучительного торга и банальной перекупки голосов удалось с минимальным перевесом (19 против 17 голосов) не дать переизбираться спикером коммунисту Владимиру Федоткину. На его место поставили главу Михайловского района Владимира Сидорова, который недавно состоял в КПРФ, но тут же оказался «единороссом». Именно это избрание спикера Думы всеми правдами и неправдами стало подлинным началом становления «Единой России» в Рязанской области как партии власти.

Однако главной ареной политической борьбы в шпаковский период был городской Совет. Боролись за и против передачи РМПТС «Ново-Рязанской ТЭЦ», и после отмены прямых выборов мэра - за назначение главы муниципального образования и главы администрации. Депутаты группировались и перегруппирововались, главным интересантом был финансирующий ЕР Шестаков, но на том этапе ЕР как структура в беспартийном горсовете никакого влияния ни на кого оказать почти не могла.

Вместо Провоторова

А теперь необходимо вернуться к фигуре Федора Провоторова. В 2004 году он выиграл выборы мэра Касимова. В 2006-м стал главой администрации Рязани, договорившись со Шпаком и депутатами гордумы. В те времена партийной дисциплины не было, договариваться приходилось с каждым – кого-то интересовало решение вопросов, кого-то просто деньги.

В замы к Провоторову сватают Аркадия Фомина. На тот момент он работал помощником члена Совета Федерации Михаила Одинцова, который был однокурсником Владислава Суркова и имел бизнес-интересы в Шиловском районе (крахмальное производство), который с 1987 года возглавляет отец Аркадия Фомина Василий Фомин. То есть до 36 лет Фомин трудоустраивался исключительно на папиных связях.

Говорят, что Фомина по просьбе Одинцова к Провоторову подвел тогдашний директор рязанского УФСБ Виктор Сухомлинов. Как бы то ни было, мэр и его новый зам нашли общий язык. Фомин стал курировать вопросы земли и собственности. Этими вопросами он с тех пор занимается на всех своих должностях, как бы они не назывались.

Провоторов на тот момент числился главой городского отделения «Единой России». Это не мешало ему параллельно взять под контроль и какое-то время удерживать формировавшуюся «Справедливую Россию».

Мэр с очевидным интересом рассматривал губернаторское место, при этом поддерживая со Шпаком демонстративно хорошие отношения. В сентябре 2006 года Провоторов сбил насмерть двух подростков по дороге в Касимов. Громкое уголовное дело длилось несколько лет, ничем не кончилось, но помешало дальнейшему продвижению фигуранта в политике.

2007 год – выборы в Госдуму. В период кампании Булаева назначают руководителем Федерального агентства по образованию. Он отказывается от мандата, а вскоре после выборов уходит с поста руководителя региональной ЕР.

Еще на стадии формирования списков Провоторова не согласовали на федеральном уровне, видимо, из-за уголовного дела. Но в список взяли Фомина, который и получил мандат Булаева. Провоторов претендовал и на освободившееся место партийного лидера, однако по тем же причинам его кандидатура была заблокирована. Заменой вновь стал Фомин.

Участники событий говорят, что именно в период согласования кандидатуры Фомина Булаев обзавелся землей в Солотче. Естественно, такого рода вопросы, даже будучи замом по собственности, без Провоторова Фомин решить не мог. С 2006 года он обязан своей карьерой не только отцу, но и самому одиозному рязанскому политику.

Не став секретарем регионального отделения, Провоторов получил от ЕР хорошую компенсацию – его поставили во главе списка на выборах в городскую Думу 2008 года. В условиях уголовного преследования это было очень важно: арестовать главу администрации можно, лидера списка во время выборов – нет. Все это время его имя гремело на всю страну в репортажах о гибели подростков. Фомин, по партийной линии объясняя провал ЕР на первых выборах под его руководством (результат почти был равен результату КПРФ, а на антирейтинге Провоторова строились целые кампании), валил все на Провоторова. При этом дал добро на избрание последнего председателем и главой муниципального образования.

Время Фомина

В 2010 году Фомин избрался в областную Думу, став ее председателем. Было решено, что первая позиция в региональном парламенте лучше, чем рядовое депутатство в федеральном. 8 лет он работает в одном и том же статусе спикера Думы и секретаря регионального отделения. Оба его бывших патрона – Михаил Одинцов и Федор Провоторов – сдали позиции. Фомин старается избегать как таковой публичной политики, на выборах в облдуму прячется в недрах списка, в шиловской группе, общение с аудиторией ограничивает дежурными поздравлениями с праздниками. Когда он однажды попытался выйти за эти рамки со знаменитой идеей сужения дорог, получился всероссийский конфуз.

За период работы Фомина рязанская ЕР дважды участвовала в выборах в Госдуму. В 2016-м получила средний по стране результат, в 2011-м – на 10% ниже среднего.

Очевидной проблемой рязанской ЕР последних лет стала неспособность хотя бы на сколько-нибудь сносном организационном и политическом уровне провести праймериз, которые федеральное руководство упорно продвигает как приоритетный проект. Как только выборы отличаются хоть какой-нибудь конкурентностью, получается скандал. Так было в 2012-м на выборах губернатора, когда упомянутый Сальников, на том момент депутат облдумы от ЕР и председатель аграрного комитета, заявил о фальсификации праймериз. Так было в 2013-м, когда результаты праймериз на выборах в Рязанскую городскую Думу вообще не смогли подсчитать, элементарно запутавшись в происходящем. А в текущем году на участки вообще практически никто не пришел, и результаты пришлось рисовать даже там, где не было никаких проблем с нежелательными кандидатами. Если в Москве кто-то всерьез хочет научить «единороссов» через праймериз публичной политике, то в Рязани, похоже, даже не понимают, о чем собственно идет речь.

В условиях ослабления позиций ЕР из-за пенсионной реформы такое положение дел в региональной «Единой России» дает оппозиции неплохие шансы на будущих выборах (а выборы в облдуму уже через два года), правда, как и в случае с городской Думой спасти фоминскую ЕР может неготовность самой оппозиции к успеху. 

«Атрон» Рязань «Глобус» Рязань «Городские проекты» «Единая Россия» Рязань «Лучшие друзья» Рязань «М5 Молл» Рязань «Мещерская сторона» «Новая газета» Рязань «Сбербанк» Рязань «Северная компания» «Справедливая Россия» Рязань «Яблоко» Рязань Александр Чайка Александр Шерин Алексей Фролов Андрей Кашаев Андрей Красов Андрей Петруцкий Антон Воробьев Аркадий Фомин Арт-Лужайка Арт-лужайка Рязань Беженцы из Украины Валерий Рюмин Виктор Малюгин Виталий Артемов Виталий Ларин Владимир Мимоглядов Водоканал Рязани Выборы в Рязанской области Выборы в Рязанскую городскую Думу Выборы в Рязанскую областную Думу Дашково-Песочня Дмитрий Гудков Евгений Зызин Заборье Застройка Рязани Игорь Кочетков Игорь Морозов Игорь Путин Игорь Трубицын Игорь Туровский Игорь Яшин Ирина Кусова КПРФ Рязань Канищево Касимов Касимовская городская Дума Константиново ЛДПР Рязань Лыбедский бульвар Людмила Кибальникова Министерство печати Рязанской области Минлесхоз Рязанской области Михаил Малахов Михаил Пронин Мост через Оку Николай Булаев Николай Пилюгин Олег Булеков Олег Ковалев Олег Шишов Ольга Мишина Ольга Чуляева Петр Пыленок Подбелка Поджоги машин Пойма Павловки Пойма трех рек Политика Рязани Поляны Праймериз «Единой России» РГУ им. Есенина РМПТС РНПК Роман Путин Рязанская городская Дума Рязанский кремль Рязанский нефтезавод Рязанский район Рязанский цирк Рязань Сасово Северный обход Семен Сазонов Сергей Дудукин Сергей Ежов Сергей Сальников Сергей Филимонов Скопин Солотча Спас-Клепики ТРЦ «Премьер» Трасса М5 УМВД Рязанской области Федор Провоторов Шаукат Ахметов ЭРА