«Я серьезно боюсь, что «ЯблоковСад» просто сожгут
среда, 29 января, 2020 - 21:33

Vidsboku уже писал о том, как Россельхознадзор объявил войну наследию скончавшегося три года назад академика Алексея Яблокова, который вместе с со своей супругой Дильбар Кладо создал настоящую культурную инфраструктуру в маленькой деревне Петрушово Касимовского района. Дильбар Кладо прокомментировала конфликт. Предыстория здесь.

– Как вы объясняете активность Россельхознадзора?

– Главная функция этого органа – надзирать за исполнением закона законными методами, но если это затруднительно или не хочется, то приходится прибегать к «публицистике» Обратите внимание на то, что в разделе «Новости» на сайте, где все остальные новости сугубо официальные, новости о ЯблоковСаде изобилуют нравоучениями, я уже не говорю о домыслах. Тут, конечно, невольно думается о целеполагании этих материалов.

- И каково оно, на Ваш взгляд?

– Мне тоже хотелось бы знать. Ведь я – «потерпевшая», т. е. та самая наследница Яблокова, которую наши надзиратели обвиняют во всех смертных грехах. Но я наследница по Завещанию, а на самом деле множество соратников, учеников и коллег Алексея Владимировича бережно охраняют и сохраняют наследие Яблокова. Воспоминания и размышления этих замечательных людей мы собрали под одной обложкой в книге памяти Яблокова «ЯблоковСад». И также назвали акцию, в которой уже три года участвуют волонтеры, приезжающие в деревню Петрушово, чтобы сажать деревья на участке за околицей Петрушова, на котором Алексей Владимирович заложил плодовый сад. Их число уже перевалило за 120. Сам Яблоков успел высадить несколько сотен деревьев. Кстати, мем «ЯблоковСад» придумала журналистка из Рязани, которая несколько лет назад приезжала в нашу деревню, чтобы взять интервью.

- Когда Вы брали этот участок, вы анализировали юридическую сторону дела, обязательства которые закон накладывает на собственника?

– В законе об использовании земель сельхозназначения обозначена главная обязанность собственника земель – не навредить, не ухудшить землю. И мы не только свято соблюдаем эту опцию, но и по мере сил улучшаем нашу землю, ее качество. И охраняя ее, даже вырыли по периметру участка ров, чтобы никто не мог испортить ее плугом или «Бураном» зимой.

Мы, конечно, сразу познакомились и с другими своими обязанностями, прописанными в Законе. И к сожалению, поняли их слишком буквально - распахали весь участок, который до этого был совершенно заброшен, как и все вокруг. А поутру проснулись и увидели на нашем вспаханном поле огромное количество ястребов и других хищных птиц. Несколько дней они «подъедали» погибших и раненых куропаток, перепелок и др. птиц, которые успели поселиться в густой траве и вывести не одно поколение детенышей. Представляете, каково было зоологу, биологу, экологу осознавать, что это на его совести? И мы тогда решили, что сделаем все, чтобы не наносить вред живой природе. Проконсультировались со специалистами. Выяснилось, что для посадки сада нет необходимости и даже вредно проводить вспашку. Да и косить не обязательно. Достаточно обкашивать иногда саженцы. Этот подход мы и взяли за основу. Мы ведь задумали сначала там разбить парк, потому что ни молодежи, ни деткам с мамами гулять, кроме как по дороге, в деревне негде. Яблоков всегда мечтал оставить после себя «нечто вроде Докучаевских дубрав». Но на сельской земле парк было разбивать нельзя, и мы решили разбить сад. Потом появилась мечта о лесосаде, но с чиновниками это даже обсуждать было нельзя, они просто не знают, что это такое. Им не понять, что срубать под корень ни в чем не повинные деревья ради галочки или чтобы угодить надзирателем просто невозможно. И это они, а не мы игнорируют законную возможность и даже желательность лесополос на землях сельхозназначения.

Сад, конечно, решили делать яблоневый. Но не только. Когда-то в нашем московском дворе, в котором Алексей Владимирович прожил более 50- лет, он посадил много всяких деревьев (он очень любил сажать деревья), в том числе маньчжурские орехи. Они оказались ужасно плодовитыми. Мы начали собирать орехи и высаживать их в школку в Петрушове, а потом и на усадьбе и в наш ЯблоковСад. И к часовне, и раздавали соседям. К слову, на нашей усадьбе есть липовая, березовая, дубовая, ореховая и даже катальповая аллеи. Все выращено из семечек и ядрышек.

- Россельхознадзор очень витиевато формулирует свои претензии, но была речь о том, что сад засох.

– Это ужасная и легко опровергаемая ложь. Последние деревья в этом саду были посажены 25 сентября. Большинство яблонь еще очень маленькие, тем более было приятно срывать с некоторых из них плоды. Рейд-проверка, на которую ссылаются надзиратели, проходила в середине октября. Нужно было природе очень постараться, чтобы превратить огромный живой сад в мертвый за несколько дней. А потом снова его оживить. Потому что по моей просьбе местные волонтеры осмотрели сад, и сделали фотографии. Но они обнаружили еще одно мистическое происшествие с нашим садом. Кто-то на тракторе погулял с бороной по территории сада. При этом надо понимать, что весь сад обнесен рвом и заехать в него можно только в одном узком месте. Т.е. заблудиться трактор никак не мог.

- Как Вы все это объясняете?

– Думаю, что кто-то подает нам свои определенные сигналы. Вернемся к сайту управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям. Я уже не говорю о том, что при проведении сейчас своей внеплановой проверки были нарушены все мыслимые законы, я к этому как-то привыкла, столкнувшись с первой проверкой, которую они были вынуждены прекратить именно из-за нарушений российских законов. Но в этом материале от 11 декабря, кроме всего прочего, совершенно явно были поданы два серьезных сигнала. Обратите внимание на то, что правительственная «Российская газета», которая на сайте названа как «московская», была фактически обвинена в фальсификации. Я поняла этот сигнал, как «наша крыша выше, плевать мы хотели на ваши публикации в правительственной газете». При этом им отлично известно, что РГ шефствует над нашим садом, а заместитель завотделом науки лично разговаривал с высокопоставленными надзирателями и убедил их провести весной дополнительную проверку. Она, собственно, и показала, что в акте, который лег в основу дела об административном правонарушении, в отношении собственника была написана очевидная ложь (проверяющий написал, что там не посажено ни одного дерева, т.е. « не заметил» нескольких сотен). Кстати, акт обзора (повторной и на этот раз объективной проверки) не упоминается ни в одном из появившихся позже известных нам документов Россельхознадзора. Видимо, тоже «засох».

Утверждение, что «сад засох», я также восприняла как сигнал, причем, весьма серьезный. Не случайно это утверждение появилось позже и в «Комсомолке». Я не могла не вспомнить, как около 20 лет назад на Яблокова (и меня) было совершено покушение. Это была уже вторая попытка, первую мы восприняли как случайность. Вторая чудом закончилась неудачно для заказчиков и удачно для нас. Его, скорее всего, заказала одна известная касимовская предпринимательница. Как объяснил нам тогдашний заместитель руководителя касимовской районной администрации, цель – выдавить нас из района, чтобы Яблоков не мешал антиэкологичному бизнесу. Тогдашний Касимовский суд отправил исполнителей за решетку. Рязанская прокуратура по собственному усмотрению потребовала ужесточить наказание.

Перейдем от дел давно минувших дней к нашим «телятам». Так вот я серьезно боюсь, что «засохший ЯблоковСад» просто сожгут. А в общественном мнении сгорит просто засохший сад. И виноватыми объявят «наследников». А заодно сгорит и ЯблоковДом, в котором теперь интерактивный музей, и куда приезжают экологи для работы в саду, для работы в архивах. А никаким Гринписам и прочим экологам туда приезжать незачем. А то выдумали какую-то «экологическую Мекку России». Сельское хозяйство развивать надо.

Увы, и земля под ЯблоковСадом и близлежащие не очень-то подходят для больших урожаев. Когда-то я впервые приехала в эти места со съемочной группой программы «Сельский час», первая из моих передач, сделанных в Рязанской области, называлась «О чем не молчит земля». Еще тогда Касимовская земля «пожаловалась» мне на то, что ее, бедненькую и бедную замучили советские чиновники и планировщики, выжимали с помощью пестицидов последние силенки. Довыжимались до того, что на корм скоту привозили хлопковый шрот из Средней Азии. А ведь здесь богатейшие луга поймы Оки. Вот такое было планирование и такие чиновники. Времена изменились, земля немного передохнула и вот опять… По новым сценариям с новыми действующими лицами.

Но не засох и будет долго плодоносить и ЯблоковСад в Петрушове, и ЯблоковСад в России и мире. И этот всемирный сад соратников Яблокова не даст погубить ЯблоковСад на Рязанской земле.

Если кто-то, начитавшись заказных материалов Россельхознадзора, думает, что соратники Алексея Владимировича забыли о нем, и именно это печалит наших надзирателей, то вот небольшая подборка того, что сделано за три года, как ушел Алексей Владимирович Яблоков.

За это время:

— в 2017 г. наследниками Яблокова был учрежден и ими финансируется Фонд сохранения интеллектуального наследия А.В. Яблокова (ЯблоковФонд);

- в 2018 г. издана книга-альбом памяти Яблокова «ЯблоковСад», презентации которой проходят по России до сих пор;

- в 2017, 2018 и 2019 году проходит Всероссийская акция ЯблоковСад», в которой приняли участие около 120 волонтеров, которые не только сажают деревья в «ЯблоковСаду», но и увозят саженцы в свои края, где высаживают их как в личных хозяйствах, так и в публичных местах, а также закладывают «ЯблоковСады». В самом ЯблоковСаду высажено несколько сот плодовых деревьев;

- в 2018 г. прошли юбилейные российские и международные мероприятия (85-летие А. Яблокова);

- в 2018 году создан интерактивный Дом-музей в д. Петрушово «ЯблоковДом», куда, в частности, был перевезен кабинет из Москвы (только папок с досье более полутора тысяч);

- в 2019 г. создан Яблоковсайт yablokov.site;

- в рамках акции «ЯблоковДар» (этот мем придуман работниками Калужской библиотеки осенью 2019 г.) переданы книги Дарвиновскому музею, Совету по морским млекопитающим, Гринпису, Зоологическому музею, Федеральному эколого-биологическому центру и др. Более восьмисот книг было передано Калужской областной научной библиотеке. среди которых около семисот оказались единственными по названиям в библиотечном фонде;

- в 2018-2019 году городским и районным библиотекам было подарено около 150 книг «ЯблоковСад», в том числе всем сельским библиотекам Касимовского района;

- в 2018 г. Дарвиновскому музею были переданы в дар 7 больших альбомов с марками по теме «Флора и фауна» из филателистической коллекции Яблокова;

- в 2018 г.  для создания «уголка Яблокова» в Федеральном эколого-биологическом центре были переданы предметы из кабинета ЯБлокова (стол, компьютер и т.д.);

- в 2019 г. началась работа по формированию персонального архива А. Яблокова в Архиве РАН, куда уже переданы большие массивы материалов;

- по просьбе сотрудников  Федерального музея морского океана в Калининграде формируется постоянная экспозиция, посвященная А.В. Яблокову из личных предметов, полевых дневников и т. д.;

- в 2019 г. более 20 организаций, в том числе общественных, в  том числе госкорпорация «Росатом», обратились в мэрию Москвы с просьбой разрешить установить А.Я. Яблокову мемориальную доску на доме, где он жил более пятидесяти лет;

- в 2017, 2018 и 2019 г.г. прошли Яблоковские чтения в Петербурге и Москве;

- в настоящее время по инициативе общественности готовится материал для присвоения имени А. Яблокова одному из заповедников;

- началась подготовка акции - «ЯблоковСад как часть Всероссийского Сада памяти» (Цепочки памяти). Акция приурочена к юбилею окончания ВОВ. Активный член подготовительного оргкомитета Яблоков Климент Владимирович, ветеран войны, старший брат Алексея Владимировича, активный участник всех мероприятий, связанных с сохранением памяти брата, в том числе акции «ЯблоковСад» в Петрушове. Имеет дом в Клепиковском районе. 

Для сведения:

Вокруг деревни Петрушово почти все земли с\х пользования до последнего времени находились в запустении, кроме участка (ЯблоковСада), где высаживались плодовые деревья, и некоторых других, отданных собственниками в аренду для покоса.

еще по теме

«Атрон» Рязань «Глобус» Рязань «Городские проекты» «Единая Россия» Рязань «Лучшие друзья» Рязань «М5 Молл» Рязань «Мещерская сторона» «Новая газета» Рязань «Сбербанк» Рязань «Северная компания» «Справедливая Россия» Рязань «Яблоко» Рязань Александр Чайка Александр Шерин Алексей Фролов Андрей Кашаев Андрей Красов Андрей Петруцкий Антон Воробьев Аркадий Фомин Арт-Лужайка Арт-лужайка Рязань Беженцы из Украины Валерий Рюмин Виктор Малюгин Виталий Артемов Виталий Ларин Владимир Мимоглядов Водоканал Рязани Выборы в Рязанской области Выборы в Рязанскую городскую Думу Выборы в Рязанскую областную Думу Дашково-Песочня Дмитрий Гудков Евгений Зызин Заборье Застройка Рязани Игорь Кочетков Игорь Морозов Игорь Путин Игорь Трубицын Игорь Туровский Игорь Яшин Ирина Кусова КПРФ Рязань Канищево Касимов Касимовская городская Дума Константиново ЛДПР Рязань Лыбедский бульвар Людмила Кибальникова Министерство печати Рязанской области Минлесхоз Рязанской области Михаил Малахов Михаил Пронин Мост через Оку Николай Булаев Николай Пилюгин Олег Булеков Олег Ковалев Олег Шишов Ольга Мишина Ольга Чуляева Петр Пыленок Подбелка Поджоги машин Пойма Павловки Пойма трех рек Политика Рязани Поляны Праймериз «Единой России» РГУ им. Есенина РМПТС РНПК Роман Путин Рязанская городская Дума Рязанский кремль Рязанский нефтезавод Рязанский район Рязанский цирк Рязань Сасово Северный обход Семен Сазонов Сергей Дудукин Сергей Ежов Сергей Сальников Сергей Филимонов Скопин Солотча Спас-Клепики ТРЦ «Премьер» Трасса М5 УМВД Рязанской области Федор Провоторов Шаукат Ахметов ЭРА