Самый важный политический процесс, происходящий прямо сейчас в Рязанской области, – окончательная передача полномочий по вопросам распоряжения землей с муниципального уровня на областной.
Процесс идет не первый день, но на заседании правительства Рязанской области 4 декабря о нем было заявлено официально. «Был рассмотрен ряд изменений в законодательство, которые передают полномочия в сфере землепользования и градостроительства от городов и районов на региональный уровень», – сообщила пресс-служба облправительства. Ключевым органом становится главное управление архитектуры. К нему перейдут полномочия по разработке схем территориального планирования, генпланов, правил землепользования и застройки, проектов планировки и межевания территории муниципальных образования. Это, по словам начальника Главархитектуры Дмитрия Васильченко, «позволит реализовать единую градостроительную политику в вопросах обеспечения муниципалитетов необходимыми, качественно подготовленными документами».
Губернатор Николай Любимов прокомментировал реформу так: «Законопроект серьезный, он еще будет рассматриваться депутатами областной Думы. Главное, чтобы принятый документ был направлен на совершенствование градостроительной деятельности, не утяжелял систему работы, а наоборот, способствовал повышению оперативности, профессионального уровня разработки документации, снижению финансовой и административной нагрузки на муниципалитеты».
На местах заявителям уже замораживают некоторые операции, ссылаясь на преобразования.
Это уже второй этап вертикализации сферы землепользования. На первом полномочия отбирали у сельских поселений и отдавали районам. Городских округов, которые не делятся на поселения, это, понятное дело, не касалось. Затем областные власти создавали различные ненормативные механизмы влияния на земельные вопросы. Например, при губернаторе Ковалеве в городе Рязани был создан так называемый Межведомственный совет по координации работ по застройке территории города Рязани объектами жилья и социальной инфраструктуры, перспективного развития города, сохранения и развития системы парков, скверов и зеленых зон. Совет служил первой инстанцией при рассмотрении строительных проектов, требующих изменений в Генплане. При этом формально все соответствующие полномочия находились у города, но фактически область получила «право первой ночи» с застройщиками.
Теперь же областное правительство забирает власть в свои руки и юридически. Ущемляет ли это интересы местного самоуправления? Безусловно. Однако такие аргументы существенны тогда, когда местные сообщества граждан проявляют какую-то активность и воспринимают местные органы власти как часть этого самоуправления. Ничего подобного не наблюдается даже на уровне сельских поселений, а коррупция в решении земельных вопросов одинаково всеобъемлющая на всех уровнях.
А вот на внутриэлитные процессы реформа окажет серьезное влияние. Местный уровень власти таким образом серьезно обесценивается для лоббистов. Бизнес-группы могут уйти из того сегмента политического рынка, который связан с конкурсами на должности глав местных администраций и оставшимися местными выборами. На смену ставленникам этих групп придут местные бюрократы, формирование местной власти станет еще более скучным и неполитизированным процессом.
На фото: Дмитрий Васильченко (фото — instagram.com/uag62).