Отставки на подмостках
четверг, 27 сентября, 2012 - 20:22
Непотопляемый, казалось бы, «Титаник» рязанской культурной номенклатуры – худрук областного драмтеатра Жанна Виноградова – похоже, скоро уйдет за кулисы. Контракт с народной артисткой заканчивается в ноябре текущего года, и продлять его областной комитет по культуре и туризму, по данным Vidsboku, не намерен. По крайней мере, так настроены областные культурные власти на данный момент. Как говорят, Жанна Владимировна так горячо понадеялась на победу Игоря Морозова на губернаторских выборах, что даже решила перенести премьеру, приуроченную к открытию сезона, с 12 октября на послевыборные дни, дабы на ней смог отметиться новый, а не отставленный губернатор. Говорят и о том, что это не первый ее поворот спиной к действующей власти – якобы в 2010 году, когда вся рязанская театральная «элита» ездила по области и убеждала население в необходимости голосовать за «Единую Россию» на выборах в облдуму, Виноградова ушла на больничный. Почему Виноградова, будучи весьма искушенным человеком, сделала такой очевидно рискованный шаг – можно только догадываться. Возможно, ее убедила в неотвратимости победы Морозова близкая подруга – нынешний зампред «Патриотов России» рязанка Надежда Корнеева (Морозов, напомним, выдвигался в губернаторы именно от этой партии). Возможно, Виноградова настолько сама уверовала в свою непотопляемость, что стала игнорировать зависимость от сильных мира сего. Но скорее всего, Жанна Владимировна просто с самого начала не нашла общего языка с нынешним руководителем комитета по культуре Еленой Царевой и, осознавая, что ее дни на посту худрука все равно сочтены, пошла ва-банк. Со стороны комитета политические пристрастия Виноградовой тоже стали, скорее, поводом и последней каплей, нежели причиной готовящегося разрыва. Отставка худрука лишь продолжит череду смен руководителей учреждений культуры, начавшуюся с приходом Елены Царевой на пост начальника профильного областного комитета. Царева возглавила комитет в 2008 году, после прихода Олега Ковалева на пост губернатора. Впрочем, ее назначение связывают с покровительством каких-то иных сил. Во всяком случае, во власть как таковую Царева попала целиком и полностью благодаря бывшему мэру Касимова и Рязани Федору Провторову. Он, будучи главой Рязани, назначил симпатичную преподавательницу детской школы искусств сначала начальником управления культуры, соответсвенно, Касимова, затем – Рязани. Поговаривают, что Ковалев недолюбливает Цареву из-за неполной подконтрольности, но мирится, так как та не позволят себе ничего лишнего. Если оставить за скобками историю с Рязанским кремлем, начавшуюся задолго до Царевой, с ее приходом первой была отправлена на заслуженный отдых Людмила Пронина, более 30 лет руководившая областной библиотекой имени Горького. Со стороны эта отставка выглядела крайне нелогично и вызвала, пожалуй, наибольшие споры. Пронина не только пользовалась большим авторитетом и уважением в среде интеллигенции – ее, несмотря на уже пенсионный возраст, никак нельзя было назвать несовременным руководителем. Людмила Александровна постоянно развивала библиотеку и, в частности, много лет пробивала строительство нового корпуса. И вот когда строительство наконец началось, Пронину в декабре 2008 года заменили на тоже не молодую Наталью Гришину - бывшего начальника областного управления культуры. Люди, знающие ту и другую, объясняли эту замену только двумя причинами: необходимостью наконец пристроить куда-то не в меру активную Гришину и потребностью в более «гибком» руководителе на время строительства нового корпуса. Надо отметить, что стройка действительно прошла ударными темпами, а библиотека принялась активно проводить различные, в том числе молодежные игровые, мероприятия и стала гораздо заметнее в медийном пространстве. Следующая замена тоже не была плановой: в ноябре 2009 года скончался директор областного художественного музея Владимир Иванов. Его место менее чем через два месяца заняла главный хранитель Марина Котова. Тем не менее, источники в культурных кругах говорят, что смена директора музея назревала давно, и уход Иванова из жизни лишь упростил задачу. Котова – гораздо более молодая и приспособленная к современным реалиям руководитель. С ее приходом музей стал принимать в том числе и выставки далекого от мейстрима искусства, такие как собрание творений Володи Попова-Масягина. Или, напротив, творчески сомнительные, но медийно и коммерчески успешные проекты, как выставка Никаса Сафронова. Деятельность музея оказалась более разнообразной и стала привлекать больше внимания не только ценителей, но и далеких от высокого искусства горожан. Весной-летом 2010 года была сделана уже, очевидно, более продуманная и целенаправленная замена руководителя. Сначала из константиновского музея-заповедника Сергея Есенина уволилась не известная в широких кругах директор Елена Астахова. После громкой отставки в 2005 году Зои Дикун последующие руководители – Владимир Жолобов и Елена Астахова – воспринимались как временные фигуры, и поэтому объявление конкурса на должность директора было воспринято как логичный, давно назревший шаг. Но результаты обескуражили заинтересованную часть общественности: руководить заповедником был выбран 36-летний москвич Борис Иогансон, до этого возглавлявший отдел зарубежных связей, протокола и маркетинговых исследований в музее народов Востока. Объясняют это и тем, что правительству области был нужен человек, способный сделать из музея современный доходный туристический бизнес, и тем, что кому-то потребовался просто «свой человек». Строительство гостиничных комплексов вокруг музейной территории развернулось с новой силой. Самой громкой стала отставка директора ГКО «Рязаньконцерт» Николая Панина: с ним не продлили трудовой контракт, срок которого истек в апреле 2011-го. Панин, прекрасно ладивший с Людмилой Андрюкиной, возглавлявшей управление культуры при губернаторе Шпаке, с Царевой подружиться не смог. Претензии к Панину касались излишней самостоятельности, в частности, финансовой, неприязнь крепла, но в отставку никто не верил – директор сумел убедить всех в наличии высокого покровительства в Москве и вел себя как не подвластный областным чиновникам руководитель. Письмо в поддержку Панина подписали множество авторитетных людей: например, Герой России полярник Михаил Малахов, бывшая глава областного управления ЦБ Тамара Пигилова, редактор телеканала «Россия» Анастасия Виноградова. Его косвенно поддержал даже архиепископ Павел – а к мнению церкви сейчас принято прислушиваться. Тем не менее, отставка свершилась и место директора Рязаньконцерта, переименованного обратно в областную филармонию, заняла правая рука Царевой – ее первый заместитель Галина Соколова. Кстати, она же в 2008 году всего несколько месяцев была директором музея в Кремле – очевидно, лишь для того, чтобы быстро расставить нужные подписи под нужными документами. С приходом Соколовой в филармонию крен в сторону эстрады был нивелирован – сохраняя такие концерты, учреждение начало приглашать значительно больше звезд классики и джаза и стало использовать современный культурный маркетинг: организовало множество тематических абонементов и принялось вызывать на них ажиотажный спрос путем проведения ярмарок, ввело продажу билетов через интернет, повесило в кассе видеопанель с планом зала, на которой можно в онлайн-режиме видеть купленные и свободные места. Последней отставкой стало увольнение художественного руководителя Театра на Соборной (он же ТЮЗ) Василия Грищенко. По длительности нахождения на посту Грищенко не знал себе равных среди глав областных учреждений культуры: Василий Владимирович руководил рязанским ТЮЗом с 1986 года. Его преемница Марина Есенина была «введена» в театр еще год назад – в должности главного режиссера. Как говорят в близких к комитету по культуре кругах, Царева просто не хотела делать замену в театре почти одновременно с филармонией, перенеся ее на следующий год. Грищенко же был почему-то уверен в своей неуязвимости и за год не предпринял почти ничего, чтобы исправить положение. В результате основными причинами отказа от продления с ним контракта Елена Царева назвала запущенное хозяйство: долги в 1,6 млн рублей, запутанную ситуацию с налогами, проблемы с пожарной безопасностью и необоснованные суммы, запрошенные театром на реконструкцию. Дело в том, что так называемая пристройка – часть здания за сценой – находится в таком состоянии, что ее нужно просто сносить и строить заново. А Грищенко подал в областную программу модернизации театров заявку всего на 39 млн рублей, и это вызвало в комитете вопросы насчет серьезности подхода к управлению вверенным учреждением. И вот теперь настала очередь Жанны Виноградовой. Несмотря на меньший стаж нахождения в должности, чем у Грищенко (Виноградова возглавила главный театр области в 1994-м), именно она воспринимается как самый незыблемый столп на поле рязанской культуры. Злые языки обвиняют Виноградову в сомнительном качестве ее собственных постановок, крайне ревнивом отношении к талантливым режиссерам, культивирование поклонения худруку и резкое деление труппы по этому признаку на любимых и нелюбимых. Несмотря на это, Жанна Владимировна была обласкана властями и регулярно получала различные награды и звания, среди которых Народный артист России (2007) и Почетный гражданин города Рязани (2009). Поскольку в августе этого года Виноградовой исполнилось 66 лет, искать особых причин для объяснения общественности непродления с ней контракта не придется. Наличие устойчивой группы критиков тоже облегчит задачу. Кто придет на смену Виноградовой – вопрос открытый. Возможно, столь активная в кадровых перестановках Царева только подыскивает креатуру. На уровне слухов обсуждается только один, весьма эпатажный вариант – мол, неспроста в начале сезона драмтеатр выпустит спектакль, поставленный дочерью зампреда облправительства по соцсфере Татьяны Панфиловой. Причем даже те, кто спешит дать саркастическую оценку такой перспективе, признают, что выпускница ВГИК Наталья Минская демонстрирует явные способности, и замена Виноградовой на 25-летнюю дочку чиновницы не будет выглядеть совсем феодально. Впрочем, более или менее трезвомыслящие деятели рязанской культуры считают такой вариант не более чем чьей-то ревнивой злой выдумкой. А на вопросы тех, кого театр интересует не с точки зрения аппаратных интриг - как изменится в связи с новым идеологом учреждения его репертуарная политика, работа с актерами и режиссерами, на какого зрителя будет ориентирован театр, станет ли он центром современной культуры региона, которым должен был бы быть по определению – ответов пока невозможно даже предположить. Фото - «Рязанские ведомости» |
Новости |