В рейд
ОНФ привез в Рязань Светлану Калинину, которая в центральном штабе руководит направлением «Жилье и городская среда». Журналистам объяснили, что Калинина – очень активная общественница, у которой большой опыт привлечения к ответственности нерадивых чиновников.
29 января Калинина поехала в рейд по проблемным домам вместе с сотрудниками рязанского ОНФ. К ним присоединилась сотрудница Фонда капремонта Виктория Сорокина. С жителями обсуждали капремонт, проблемы с дворовой территорией и во взаимоотношениях с коммунальными органами. Например, в доме 6 по улице Колхозной у жильцов претензии к ремонту кровли. Во дворе дома 10 по улице Циолковского жители вообще не согласны с перечнем работ. Калинина каждый раз была многословна, местами резка, очевидно демонстрировала этакую народность, отчитывала чиновницу фонда капремонта, например, в таком стиле: «Подожди, подожди. Мы с тобой специалисты, мы учились, правильно? Вот она — врач, педагог, почему она должна вникать в твою смету? Ты к ней приди и скажи — Галина Ивановна, солнышко, дорогая, мы хотим вам помочь, у нас такой возможности нет. С людьми-то надо разговаривать, понимаешь? Вы же наши деньги для чего берете? Надо объяснить, что мы не можем сегодня, но мы выйдем на департамент. Пойдем, дорогой мой старший по дому».
В один из моментов ревизор ОНФ затребовала к себе мэра: «Информацию по всем этим домам, по срокам, направьте мне, по всем, по каждому дому, сколько домов вообще в проекте, – обратилась Калинина к главе исполкома ОНФ Евгению Зызину. – Глава города должен быть с информацией на круглом столе. Мне не надо статистов, мне нужен глава на круглом столе. С ответами, что они собираются делать с этой территорией».
Vidsboku поинтересовался у Калининой, что дальше будет с собранной информацией? «В четверг мы подписали дорожную карту с министерством ЖКХ и строительства Российской Федерации на площадке исполкома ОНФ, Фондом содействия реформированию ЖКХ, который курирует эти темы, Счетной палатой Российской Федерации. Подписали договор о том, что мы замечания специалистов, которые у нас есть, учтём. Задача ведь не кого-то посадить, не кого-то подсечь, а правильно наладить ситуацию, чтобы программа капремонта была во благо людей. И дальше начинаем работать по исправлению этой ситуации. Здесь упущены сроки, здесь неправильный подход к формированию программ».
Калинина пообещала, что уже завтра или сегодня вечером к ней «присоединится представитель министерства ЖКХ и строительства Российской Федерации. Сегодня они решают, кто приедет, какой департамент, либо благоустройство, либо департамент капремонта».
На следующий день ОНФ провел круглый стол, на котором Калинина жестко раскритиковала Рязань и за благоустройство, и за капитальный ремонт. Ни главы города, ни представителя федерального министерства не было.
Кто такой Трубицын?
Во время рейда корреспондент Vidsboku попросил Калинину прокомментировать бытующее в рязанских политических кругах мнение, что рязанский ОНФ уделяет такое повышенное внимание капремонту, потому что один из сопредседателей, Игорь Трубицын (теперь уже — бывший, 31 января избраны новые сопредседатели), имеет экономический интерес в этой сфере.
Член центрального штаба ОНФ ответила, что не знает, кто такой Трубицын, а «Общероссийский народный фронт Рязанской области выполняет всё, что федеральный исполком и федеральные направления спускают вниз». Депутат гордумы, член ОНФ Александр Кривов выразил уверенность, что у Трубицына нет интересов в сфере капремонта.
О бедном застройщике замолвили слово
Периодически Светлана Калинина от вопросов кровли и штукатурки переходила к более общим урбанистическим темам, в целом оценивала общественное пространство около дома. Но в одном из дворов представитель ОНФ продемонстрировала достаточно нетипичный для ЖКХ-правозащитника подход к работе с населением.
Дело было у дома по адресу проезд Грибоедова, 5. Некоторое время назад двухэтажный многоквартирный дом отремонтировали. При этом он входит в программу развития застроенной территории. В эту программу включают участки, которые расселяет застройщик, получая за это, собственно, землю. Программа придумана для того, чтобы расселять людей за счет застройщиков, а не бюджета, и стимулировать комплексную, а не точечную застройку. Сначала территория включается в программу, затем торгуется и определяется застройщик. После этого он начинает переговоры с жильцами об условиях расселения. Все это длится годами. Включение в программу вовсе не означает автоматическое начало расселения, снос и строительство, это очевидно для всех, кто «в теме».
Светлана Калинина была «не в теме», но когда-то выбрала свой стиль, предполагающий, что у нее есть незамедлительные ответы на все вопросы. Ее возмутило, что отремонтировали старый дом, находящийся в программе развития застроенных территорий:
«Есть сроки, по которым дома будут либо по каким-то различным проектам, либо по инвестконтрактам, либо ещё как-то, но они будут переселяться. Программа развития территории, то есть старое сносим, новое строим. Должны быть программы, есть такая?».
Корреспондент Vidsboku поинтересовался, как же быть людям, у которых дом рушится, а в программе развития они стоят годами. «Если программа застроенных территорий есть, значит, есть уже конкурс», — ответила Калинина. На реплику о том, что застройщик приходит далеко не всегда сразу и очень долго могут идти переговоры, она ответила следующим образом: «Давайте так. С Генеральной прокуратурой мы поработаем по этому вопросу. Почему здесь нет развития. Смотрите. Центр города практически. Коммуникации все проведены. Если бы вы были подрядной организацией, у вас бы не было интереса сюда прийти, построить шесть восемнадцатиэтажных домов, допустим, а эти снести? Я как специалист вам говорю, что таких проблем для застройщика не должно существовать. Значит, создали для застройщиков такие условия. Я ж не первый раз езжу по стране и не первый раз работаю с такими территориями. Значит, есть такие условия, которые неприемлемы для ваших подрядчиков, которые занимаются строительством. Значит, надо смотреть, почему эти территории до сих пор висят в воздухе, что им дальше делать».
В создании невыносимых условий для застройщиков Рязань еще никто не обвинял. И мало кому, даже из строительного лобби, придет в голову так рьяно ратовать за 18-этажки в старом центре, подсоединенные к изношенным коммуникациям. Уловить связь между полномочиями прокуратуры и экономической привлекательностью проекта может ну только очень большой специалист.
Всех в Карцево
Но тут вмешалась местная жительница. Она рассказала, что застройщик — ООО «Светлый» — предложил им расселиться из центра в Карцево, на окраину Рязани (формально поселок входит в черту города, а по факту это загородная деревня). Светлана Калинина считает, что надо соглашаться.
«Вы же собственники этих квартир, по-честному? – ответила гуру ЖКХ. – Программа переселения, которая сейчас, программа будет совершенно, принципиально другая. Дома будут уходить в социальный найм. Вот я своему сыну покупаю квартиру, но почему-то вам мы должны сделать эту квартиру бесплатно. Она же в вашей собственности».
Логика ответа вновь поразила. Квартира в собственности, да. Так речь и идет о том, что жители хотят свою собственность обменять на другую на приемлемых для себя условиях. Причем тут социальный найм и сын уважаемой общественницы?
В конце состоялся примечательный диалог, из которого жители узнали, что они еще и обнаглели, раз позволяют себе торговаться с застройщиком.
— А почему я 64 года за неё плачу, я здесь родилась, я здесь живу, неужели я всё это не заслужила? – недоумевала пенсионерка.
— Подождите. Но другие люди тоже живут в таких квартирах, в пятиэтажках, но их дома под снос не пойдут. Я просто, почему вам говорю. Если это развитие территорий вам предлагают из опасного жилья, то ради своей семьи я перееду, – отвечала Калинина.
— У нас-то не очень опасное, мы делаем ремонт сами, за свой счет. У нас нормальное.
— Тогда зачем вам переселяться? Делайте ремонт.
— Ну вот и не будем тогда переселяться! В Карцево мы еще поедем из центра города, я здесь родилась, я здесь живу. – С таким напором, как «общественница», жительницу, похоже, не доводили ни чиновники, ни строители. Ответ от Калининой не заставил себя ждать:
— Знаете, как это называется? Нахлебничество, – резюмировала народная заступница.