«Иллюзия, что власть можно как-то попросить»
среда, 28 сентября, 2016 - 13:07

Чем вызваны отличия в электоральном поведении москвичей и провинциалов, когда и почему пенсионеры из ядерного электората КПРФ превратились в одну из главных опор «Единой России»? Об этом в интервью Vidsboku рассказал один из самых авторитетных социологов страны, руководитель «Левада-центра», доктор философских наук Лев Гудков.

Общим местом стало утверждать, что электоральное поведение в столице и провинции различается, в Москве гораздо популярнее демократическая оппозиция (это и выборы подтверждают), и вообще более «продвинутое» голосование. А, собственно, почему?

– Во-первых, в столице более высокий уровень образования, всё-таки. Среди работающего населения более половины имеют высшее образование. Значит, их вдвое выше, чем в среднем по стране.

Это доказанный факт, да?

– Это факт по последней переписи. Во-вторых, гораздо более густая и развитая информационная сеть. Если, скажем, в малых и средних городах, до трёхсот тысяч, на долю каждого человека приходится примерно два-три источника — местные и какой-то из федеральных каналов, в среднем, то в Москве это примерно семнадцать-восемнадцать источников. Печать, телевидение, кабельное телевидение, интернет, журналы, включая иностранные. И уровень знания языков выше, и мобильность выше, и некоторая капиталоёмкость человеческая — она тоже выше. Это раз. В Москве все настроения примерно те же, что и в стране, но они гораздо более выражены и контрастны. Эта реактивность населения Москвы на всякого рода события примерно в полтора-два раза выше, чем в других городах и тем более в селе. Это очень заметно.

То есть, проще говоря, им интереснее политика?

– Не только политика. Теракты, события в других странах, реакция на спортивные сюжеты. В любом случае, отзывчивость и включённость, внимание к происходящему здесь гораздо сильнее. Мы меряем это дважды в месяц примерно, задавая вопрос — какие значимые события? Ну и соответственно, по типам поселений можно смотреть, как реагируют. Так вот, Москва наиболее включена в информационное пространство. Типологически это примерно те же самые позиции, но они выражены гораздо яснее, чётче и, я бы сказал, агрессивнее, контрастнее. Именно потому что человеческий капитал гораздо более сильно выражен здесь, в Москве, больше людей включено в рыночную экономику и не связано с государством, люди чувствуют себя менее зависимыми от власти, поэтому быстрее реагируют на это. Кроме того, здесь острее чувствуется и кризис.

Почему?

– Потому что люди здесь обладают большей собственностью, накопленным капиталом, более широким информационным кругозором.

То есть доля бюджетников и пенсионеров меньше в столице?

– В столице — меньше, немножко меньше. Хотя чиновничества здесь как раз больше, чем в среднем. Именно за счёт этого и даётся такая контрастность, полярность позиций. Недовольство властью, понимание некоторого тупика развития сильнее выражено, осознаётся. Здесь больший временной горизонт планирования, более высокая степень рационализации собственной жизни, ответственность выше, меньше государственно-патерналистские иллюзии, надежды на власть, а скорее больше на себя, поэтому горизонт планирования, временной, сильно больше, чем в среднем. Если в среднем по стране люди в состоянии планировать и рассчитывать свою жизнь на несколько месяцев, максимум на год, то здесь примерно на несколько лет. Достаточно накопленного капитала, чтобы можно было спрогнозировать развитие собственной жизни.

А в какой момент пенсионеры превратились из ядерного электората КПРФ в типичных избирателей «Единой России»?

– Отчасти и к ЛДПР тоже перетекло, небольшая часть. Потому что снижение доходов, неиндексация пенсий действительно привязывает людей этого рода, этой категории к власти, остается надежда на то, что власть что-то сделает.

То есть прямо обратный эффект? Поддержка власти растет от того, что стало хуже?

– Да. Именно поэтому сильнее ощущается зависимость, при довольно высокой степени недовольства властью. Зависимость и надежда, иллюзия, что власть можно как-то попросить, не надавить, а попросить, и она тогда что-то сделает. Потому что она единственный распорядительный ресурс.

Вопросы задавал главный редактор Vidsboku Константин Смирнов.

Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ

еще по теме

«Атрон» Рязань «Глобус» Рязань «Городские проекты» «Единая Россия» Рязань «Лучшие друзья» Рязань «М5 Молл» Рязань «Мещерская сторона» «Новая газета» Рязань «Сбербанк» Рязань «Северная компания» «Справедливая Россия» Рязань «Яблоко» Рязань Александр Чайка Александр Шерин Алексей Фролов Андрей Кашаев Андрей Красов Андрей Петруцкий Антон Воробьев Аркадий Фомин Арт-Лужайка Арт-лужайка Рязань Беженцы из Украины Валерий Рюмин Виктор Малюгин Виталий Артемов Виталий Ларин Владимир Мимоглядов Водоканал Рязани Выборы в Рязанской области Выборы в Рязанскую городскую Думу Выборы в Рязанскую областную Думу Дашково-Песочня Дмитрий Гудков Евгений Зызин Заборье Застройка Рязани Игорь Кочетков Игорь Морозов Игорь Путин Игорь Трубицын Игорь Туровский Игорь Яшин Ирина Кусова КПРФ Рязань Канищево Касимов Касимовская городская Дума Константиново ЛДПР Рязань Лыбедский бульвар Людмила Кибальникова Министерство печати Рязанской области Минлесхоз Рязанской области Михаил Малахов Михаил Пронин Мост через Оку Николай Булаев Николай Пилюгин Олег Булеков Олег Ковалев Олег Шишов Ольга Мишина Ольга Чуляева Петр Пыленок Подбелка Поджоги машин Пойма Павловки Пойма трех рек Политика Рязани Поляны Праймериз «Единой России» РГУ им. Есенина РМПТС РНПК Роман Путин Рязанская городская Дума Рязанский кремль Рязанский нефтезавод Рязанский район Рязанский цирк Рязань Сасово Северный обход Семен Сазонов Сергей Дудукин Сергей Ежов Сергей Сальников Сергей Филимонов Скопин Солотча Спас-Клепики ТРЦ «Премьер» Трасса М5 УМВД Рязанской области Федор Провоторов Шаукат Ахметов ЭРА