Искра во тьме
вторник, 9 июля, 2019 - 16:48
В этом году рязанской группе «Зга» исполняется 25 лет. Известный журналист, PR-менеджер, автор резонансных арт-проектов Николай Матросов написал для Vidsboku очень личный материал о творчестве коллектива Лилии Борисовой и Сергея Филатова. В группу «Зга» я влюбился даже не с первого концерта, а с первой песни. Это был 94-й или 95-й год. Квартирник у Анатолия Обыденкина. Впервые оказавшись на квартирном концерте, я как будто попал в другой мир. Рассаживание прямо на полу плечом к плечу с другими пришедшими, длинноволосые люди в фенечках, музыканты прямо напротив, глаза в глаза… Ленточка на волосах хрупкой девушки с таким необычным и нежным именем Лилия, загадочная улыбка… Неспешные переборы гитары, завораживающая флейта… И вдруг – удар по струнам, как толчок к пробуждению, и неожиданно сильный и глубокий голос. Невероятная экспрессия. И слова… Слова! Я не слышал раньше ничего подобного. Такие изумительные образы, такая пронзительная точность. Мы привыкли вписывать прочерки В графу своих тайных желаний. Не по средствам искали цели, Рисовали себя с икон… Она пела именно о том, что меня волновало, проникая в такие уголки души, куда и сам я боялся заглянуть. Я слушал и слушал, впитывал каждое слово и каждый звук. «Как? Неужели вот такая группа может быть у нас, в Рязани? – попутно проносилось в голове. – Ведь это настоящая поэзия, это гораздо сильнее большинства раскрученных групп со всероссийской известностью!» Живешь в ожидании великого дела, Мечтая прорваться в разомкнутый круг. Ты близок к пределу, душа почернела От прикосновений невымытых рук. Так я открыл для себя бард-арт-рок (впрочем, за достоверность классификации не ручаюсь). Оказалось, что очень глубокие и по-настоящему поэтичные тексты, характерные для хорошей бардовской песни, можно совмещать с интересной и самобытной музыкой. В которой есть и что-то от энергии рок-н-ролла, и что-то от мечтательности кельтских баллад, и что-то от душевности русских народных напевов, и что-то от декаданса Александра Вертинского… Город дорог, приводящих к кресту, сер от шинелей и крыс. Время облавы, жители прячутся в норы. Ночь не укроет от пули того, кому крысы пищат – берегись! На крепостной стене – лебединая песня танцора. Танец босых ног на колючей проволоке Скользкой от крови тех, кто сорвался вниз. В ритме очередей, в свете прожекторов Люди внизу просят его – держись! «А была зга во тьме – искра во тьме. И из той зги стал свет», – Лилия рассказала притчу, ставшую источником такого странного и завораживающего названия группы. Как нельзя более точно это отражало влияние «Зги» на меня самого – их песни как будто высветили мои собственные душевные переживания, мои собственные поиски добра и зла, истинного и ложного, стоящего и никчемного. Помогли почувствовать мир, жизнь, себя самого. Разве не в этом и есть предназначение музыканта – да и вообще художника? Разъединенье… Cколько злости – с ума сойти. Междоусобицы… Муки порченной совести. Порванные жилы… Сложили, да не сшили. Головы сложили – и свои, и чужие… «Зга» всегда плохо вписывалась в сборные концерты. Их песни как бы перечеркивали все остальное. Как будто встряхивали тебя и заставляли открыть глаза – вот где настоящие вопросы, будь честен с самим собой, задай их себе, не прячься за видимостью жизни, посмотри ей в лицо. Потому «Зга» всегда предпочитала выступать сольно, пусть и на небольших клубных и даже квартирных площадках. Откровенный разговор невозможен на стадионах и в тысячных залах, для него нужен небольшой круг и близость всех собеседников. И возможность погрузиться в себя, подумать, почувствовать что-то настоящее в глубине своей собственной души. Зла наглая дрянь Ищет дрожи в руках Ищет слезы и страх В беззащитных глазах, Чтобы бить не боясь, Чтоб лицом прямо в грязь Сапогами по снам На потеху ослам. Я пройду стороной, Не подняв головы, Не нарушив покой, Чтобы ниже травы, Чтобы тише воды, Не накликать беды, Уберечься от глаз – Разберутся без нас. Ведь кто был смел – тот и сел, Кто возразил – тем расстрел, Кто светил – то сгорел, А выжил тот, кто стерпел… Как и все группы, для которых музыка – к сожалению или к счастью – не является способом зарабатывания денег, сегодня «Зга» существует как бы пунктирно. Раз в два-три года записывает альбомы, иногда дает концерты. Они стали на голову выше как музыканты, аранжировки на альбоме «Raido» 2019 года – просто небо и земля по сравнению со звучанием первого альбома «Ночной образ жизни» 1999-го. Но осталось самое главное, что безошибочно идентифицирует «Згу» – обнаженность чувств, пронзительность и вызов. Вызов своим страхам, своей трусости и нерешительности. Покуда не кончена песня – дорога не в тягость, Пока я в дороге – беде не угнаться за мной, Прохожий, сочувствуя, скажет – несчастный бродяга, Дай Бог ему счастья – а я возвращаюсь домой! В этом году «Зге» – 25 лет. Для меня – повод сказать спасибо. Спасибо за то попадание в мою душу, за ту поддержку в моих юношеских сомнениях, за то, что открыли для меня мир с новой стороны. И еще – повод переслушать песни и вдруг обнаружить, что в середине жизни для тебя снова актуальны те же вопросы и те же сомнения. Может быть, потому, что ты не до конца честно ответил на них тогда, в своей юности? Разговор за столом в сотый раз об одном, Словно вечным огнем не для нас написали: Через ушко иглы не пройти с узелком, Ох, не будь дураком, не трепи языком, Лучше вспомни о Том, у Кого Слово было в начале. Вот оставить бы быт, в руки - посох, и в скит, Отказавшись от мира, от славы и чина... Но народ не поймет, и родня не простит, И в крови – низкий уровень гемоглобина. По несжатым полям, всё по тем же граблям, По бумажным рублям и лимонам с кусками, И по мусору ссор из избы да на двор. Боже мой, не устал ли ты мучиться с нами? Сколько можно стоять со щитом и мечом Одиноко, как перст среди бранного поля? Серый свод облаков шепчет теплым дождем: Свой удел - не предел, своя воля - не воля. Мне с рожденья дано право выбора строк, Бесконечных дорог, что сойдутся в зените, Да еще уголёк, чтоб искрил, где темно, - Вот и весь узелок на истрепанной нити. Разговор за столом – словно сквозь бурелом, Пробираюсь с трудом через дебри печали И тоски о былом... Ты опять о другом? А давай помолчим или вместе споём, И услышим то Слово, что было в начале. Справка Группа «Зга» образовалась 8 марта 1994 года. В этот день познакомились автор песен Лилия Борисова и гитарист Сергей Филатов. Уже через четыре дня они вместе записывали песни, а 25 мая сыграли первый концерт. С тех пор через группу прошли несколько десятков музыкантов – неизменным остается лишь союз Лилии и Сергея. «Зга» записала семь альбомов, кроме того, у Лилии вышли два «сольника». Все их можно найти на музыкальном сайте «Круги», а также в сообществе «Зги» во «Вконтакте». |
Новости 29 ноября 16:44
28 ноября 20:54
28 ноября 15:05
27 ноября 18:16
27 ноября 14:52
27 ноября 14:05
|