«И уничтожит всю Рязань до основания»
воскресенье, 17 ноября, 2024 - 14:24
За прошедшие несколько десятилетий человечество уже несколько раз переживало «конец света». Роковой датой объявлялось то начало нового тысячелетия, то 21 декабря 2012 года. Даже сейчас есть люди, которые не без содрогания воспринимают такие «прогнозы», а в конце позапрошлого века предсказания конца света наделали настоящий переполох. В Рязани. Корреспондент Vidsboku изучила рязанские газеты, выходившие в то время, и выяснила, что ровно 125 лет назад в губернии готовились встретить «кончину мира», которая была назначена на 1 ноября 1899 года (по другим данным, на 13 ноября). И, как оказалось, к этому событию рязанцы основательно готовились – кто-то бросал работу и отправлялся прощаться с родными, кто-то беспробудно пил, а где-то и вовсе отправляли под нож скотину, чтобы напоследок наесться мяса. В газетах того времени выходили новостные заметки, сатирические репортажи и даже большие публикации, в которых информацию о возможном «светопреставлении» разбирали с научной и богословской точки зрения. В научной библиотеке Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника хранятся подшивки выходившей в те годы частной газеты «Рязанский листок» и издания рязанской епархии «Рязанские епархиальные ведомости», в которых эта тема активно освещалась. Была и третья газета – официальная пресса того времени «Рязанские губернские ведомости», но её выпусков за нужный год не сохранилось. В Nᵒ8 газеты «Рязанский листок» от 31 октября 1899 года размещен целый репортаж о том, как горожане готовятся встретить «светопреставление». Статья, опубликованная в газете «Рязанский листок», Nᵒ8 от 31 октября 1899 года. Из архива научной библиотеки РИАМЗ. Как пишет автор, некто К.М., жители, ожидавшие конца света, считали Рязань «обреченной» и предполагали, что именно на нее обрушится небесная кара. «Светопреставление начнется 1 ноября 1899 года. Начнется оно великим землетрясением, причем каменные дома развалятся, а деревянные останутся целехоньки. Затем прольется великий дождь из звёзд и уничтожит всю Рязань до основания. Всем городам Российской Империи вымолено прощение и над ними носятся белые кресты – символ спасения, а над Рязанью черный – символ обречения», – так представляли себе грядущий конец света. Особенными мастерами «на всевозможные иллюстрации» были, как писал автор, Приклонцы и Вознесенцы (видимо, здесь идет речь о названии городских церковных приходов). «А Головастик уже вторую неделю без просыпу пьет, – пересказывал автор разговор с повстречавшейся ему старушкой, – равно, говорит, ведь напоследок уж. На том свете, говорит, ведь и не придется, пожалуй. Напьется этот самый Головастик и проповедует, и проповедует. У меня от его проповедей внучек уж третью ночь не спит. Не стану, говорит, спать, да и баста. А то, говорит, как раз ночью начнется светопреставление, да в меня звездой-то и попадет». Настоящий переполох случился и дома у автора заметки: «Жена в горе. Кухарка едет в Москву к мужу, чтобы избежать смерти в обреченной Рязани. Дворник едет в деревню прощаться с молодой женой, а деревенская девочка, что взята в дом вместо горничной, разливается горькими слезами и объявляет, что если ее добром не отпустят к матери, то она убежит ночью, так как одной умирать «добре страшно». Сообщается, что одна богобоязненная старушка, только что узнавшая, «что в полицию прислана бумага, в которой гибель Рязани откладывается до будущего года», легла спать. Но через пару часов выскочила во двор и начала «орать благим матом», утверждая, что только что слышала «трубный глас». Правда, тут же выяснилось, что это ночной сторож дудел в рожок. Происходили и другие, совсем не веселые события. В том же номере «Рязанского листка» сообщалось, что в деревне Новиках Рязанского уезда «по настоянию баб стали немилосердно резать скотину, в ожидании скорого светопредставления». Отмечается, что были приняты меры «к обузданию Новиковских аппетитов». Какие именно, в заметке не указано. «Темна еще матушка крестьянская Россия», – сетует автор и отмечает, что не мешало бы распространить в народе брошюру «Истина о кончине мира и что будет 1-го ноября 1899 г.». Новость, опубликованная в газете «Рязанский листок», Nᵒ8 от 31 октября 1899 года. Из архива научной библиотеки РИАМЗ. В Nᵒ21 от 1 ноября 1899 года в неофициальной части церковного издания «Рязанские епархиальные ведомости» вышло две большие публикации, авторы которых призывали не верить слухам о грядущем конце света и подробно обосновывали свое мнение. В «Поучении по случаю распространяемых в народе слухов о кончине мира» приводились цитаты из Священного писания. «Что же! Поверим ли распространяющим ложные слухи о светопреставлении? Да не будет. Будем верить священному Писанию, наставляющему нас, что время кончины мира тайна, от людей сокрытая», – говорилось в публикации. В другой заметке под названием «По поводу ожидаемого 13 ноября столкновения земли с кометой» отмечалось, что роковую дату за последнее тысячелетие ждали уже не раз. В публикации приводились научные теории того времени, согласно которым на планет может погибнуть все живое – но, по прогнозам, через тысячи или миллионы лет. Но отмечалось, что лишь предположения ученых о землетрясении сходится с учением о кончине мира. «Только произойдет это не по предсказанию науки и не по естественным законам, а исключительно по воле Сына Божия», – делает вывод автор. «Среди крестьян за последнее время стал упорно распространяться слух, что в ноябре (13-го) сего года будет «светопреставление». Будет проходить «планида», т. е. комета, встретиться с землею – и конец… И это, по словам одного священника, передается из уст в уста с крайним беспокойством. «Работать не хочется нужно готовиться», – так обыкновенно заканчивают малодушные. По рукам с подобным содержанием ходит брошюра, смущающая легковерных. При всем желании пока не удалось достать и прочитать этой брошюры. На основании газетных известий нужно думать, что такие слухи о кончине мира распространены если не повсеместно, то по крайней мере, в очень многих местах», – говорится в авторской сноске на страницах «Рязанских епархиальных ведомостей». Как видно, представления о том, как именно будет происходить «светопреставление», несколько разнились. Так из-за чего же возникли все эти слухи о «кончине мира», вызвавшие такую панику среди крестьян и горожан? В поисковиках по запросу «конец света 1 ноября 1899 года» удалось найти всего несколько публикаций. Наиболее развернутая была опубликована в журнале «Элементы». Утверждается, что виновником страхов о грядущем конце света стал немецкий профессор и астроном Рудольф Фальб. 1893 году он прочел в Лейпциге публичную лекцию «О происхождении и кончине мира» и предположил, что в 1899 году в Землю врежется «дикая комета». Пророчество якобы распространилось в иностранной прессе, а позднее брошюры с предсказаниями стали издаваться и на русском языке. Приложение Текст статьи, опубликованной в газете «Рязанский листок», Nᵒ8 от 31 октября 1899 года, адаптированный под современный русский язык (убрана буква ѣ, отредактированы знаки препинания). КОЕ ЧТО О 1 НОЯБРЯ 1899 Г. Ни в одном городе, я думаю, не ожидают светопреставления с таким страхом и вместе с таким нетерпением, как у нас в Рязани. Приклонцы и Вознесенцы особенные мастера на всевозможные иллюстрации и теперь в их программе дело представляется в следующем виде. «Светопреставление начнется 1 ноября 1899 года. Начнется оно великим землетрясением, причем каменные дома развалятся, а деревянные останутся целехоньки. Затем прольется великий дождь из звёзд и уничтожит всю Рязань до основания. Всем городам Российской Империи вымолено прощение и над ними носятся белые кресты – символ спасения, а над Рязанью черный – символ обречения». Таково положение дел представляется в настоящее время. В этих толках так много нелепостей, что было бы очень смешно, когда бы не было так грустно… Но как бы там ни было, а Вознесенцы и Приклонцы и прочие по окраинам обыватели сильно упали духом, и деятельно распространяют вести о неминуемой гибели, и советуют немедленно каяться грехах. И до чего ведь доходят! Иду я как-то в одну из отдаленных церквей к обедни. Только что поравнялся с маленьким деревянным домиком, вдруг из ворот выскакивает бедовая девочка лет восьми и хватает меня за пальто. – Дяденька! готовься! будет светопреставление! первого ноября! – Землетрясение? – переспрашиваю я. – Да! и во всех городах! –Во всех головах? и в твоей тоже? – Во всех городах! – смеясь, кричит девочка. – А кто же это тебя отрядил к воротам? а? – Бабушка отрядила! – и девочка выпускает вдруг мое пальто и бежит навстречу старушке, показавшейся из-за угла. Старушка слушает внимательно, переспрашивает и затем решительно направляется ко мне. – Сказала ему, сказала! – кричит девочка, но старушка и слышать ничего не хочет. Я ускоряю шаги, не тут-то было. Старушка хотя на вид и стара и хила, а нисколько не отстает: топает себе да топает сзади меня, только как бы запыхалась немножко. – Господин, а господин… ох… Оборачиваюсь. – Что тебе, бабушка? – Ох, погоди, родименький… еле дышу, стара ведь… ох… Ты куда? – В церковь. – Ох… не слыхать ли новенького? – Это на счет чего? – Да вот на счет светопреставления. Уж больно страшно про него Сидор Лохматый проповедует. – А ты бабушка не с Приклонской? – невинным тоном вопрошаю я. Старушка даже рот разинула. – Как это ты узнал? видал меня что ль? – Нет, я уж так себе, – скромно заявляю я. – А Головастик уже вторую неделю без просыпу пьет, воодушевляется старушка: равно, говорит, ведь напоследок уж. На том свете, говорит, ведь и не придется, пожалуй. Напьется этот самый Головастик и проповедует и проповедует. У меня от его проповедей внучек уж третью ночь не спит. Не стану, говорит, спать, да и баста. А то, говорит, как раз ночью начнется светопреставление, да в меня звездой-то и попадет. Я молча пожимаю плечами. – А правда ли, что комета сначала в Москве побывает, а затем уж и к нам Рязань припожалует? – А это уж, бабушка, ты на своей Приклонской или Вознесенской спроси, у своего Сидора Лохматого или как его?… Головастика чтоль? им лучше знать, а по-нашему этому вздору только дураки могут поверить. – Значит, архиереи тоже врут, по-твоему? – и почтительная старушка сразу вдруг перешла в наступательную позицию. – Причем тут архиереи? я про разных головастиков говорю. – Да Головастику я более твоего поверю! – окончательно вспетушилась старушка. – Это человек святой жизни, ему даже и видения начали показываться! – Немудрено, если он вторую неделю без просыпу пьет, – не вытерпел я и так прибавил шагу, что старушка отстала. Прихожу домой. Жена в горе. Кухарка едет в Москву к мужу, чтобы избежать смерти в обреченной Рязани. Дворник едет в деревню прощаться с молодой женой, а деревенская девочка, что взята в дом вместо горничной, разливается горькими слезами и объявляет, что если ее добром не отпустят к матери, то она убежит ночью, так как одной умирать «добре страшно». Не обошлось и без курьезов. Одна богобоязненная старушка (ох уж эти мне старушки!) имеет обыкновение укладываться наравне с курами, часиков с семи. Только что дошли до старушки успокоительные сведения, что в полицию прислана бумага, в которой гибель Рязани откладывается до будущего года. Вздохнула свободно старушка и улеглась со спокойным сердцем с семи часов 26 октября. Только часов в десять вдруг послышался звук трубы. Со старушкой Бог знает что сделалось. Выскочила на двор и давай кричать караул. Подбегает ночной сторож, публика. Старушка моя орет благим матом: «Караул! начинается! спасите!» – Да что начинается-то? – спрашивает сбитая с толку публика. – Светопреставление начинается! Уж я трубный глас слышала! – Трубный? да ведь это я сейчас в рожок дудел, заявил ночной сторож: пожарные куда то поехали, а я и задудел. Если бы знали г.г. ученые, какого переполоху наделают они своей кометой!… К. М. |
Новости |