«Любому таксисту в городе известно, что во власти варяги и временщики»
понедельник, 11 мая, 2020 - 19:07
В конце апреля Ксения Собчак выпустила на YouTube фильм «Коронавирусь: как провинция убивает себя на каратнтине». В основе фильма – безрадостная жизнь города Касимов Рязанской области. Фильм вызвал очень неоднозначную реакцию аудитории. Одни не поверили в искренний интерес Собчак к жизни «низов», особенно на фоне «крабового скандала», другие сочли, что сюжеты, иллюстрирующие провинциальный упадок, подобраны как-то сумбурно: коронавирусные проблемы, пал травы, алкаши, которых с таким же успехом можно встретить на любой улице Москвы, свободомыслящий поп-выпивоха, рассуждения которого как раз наоборот вряд ли можно считать типичными для мелких церковных служителей. Некоторые политизированные комментаторы увидели в фильме наскоро исполненный заказ столичной мэрии, которой якобы нужно показать недовольным москвичам, что им еще повезло. При этом большинство касимовцев в соцсетях фильм поддержали, увидев в нем возможность если не решить свои проблемы, то хотя бы поднять их на общероссийский уровень, хотя недовольных местных комментаторов тоже хватало. Vidsboku было известно, что сама Ксения Собчак, неоднократно появлявшаяся в фильме, в том числе в кадре из машины, которая якобы едет в Касимов (в тайм-кодах опять же утверждается, что Собчак в Касимов ездила), в городе не была, съемки вел режиссер фильма, известный журналист и документалист Сергей Ерженков, имеющий касимовские корни. Тем не менее, 10 мая Собчак вновь привлекала внимание к своему фильму в дебатах с соратницей Алексея Навального Любовью Соболь на «Эхо Москвы» (здесь на 31 минуте), заявив, что в отличие от Соболь ездит по стране, приведя в пример Касимов: «Я постоянно езжу. Я езжу в маленький городок Касимов...». Так почему для съемок был избран именно Касимов, как быть с подозрениями в «заказе» и какова роль Собчак в фильме, если известно, что в Касимове Ксения Собчак все же не была. Главный редактор Vidsboku Константин Смирнов задал эти вопросы режиссеру фильма Сергею Ерженкову, публикуем его ответы. – Правильно ли понимать, что Касимов был выбран для съемок потому что вы знаете этот город, связаны с ним лично, если правильно понимаю, есть родственники? – Касимов выбран, потому что с этим городом связана история моей семьи. Там похоронены все мои бабушки и дедушки, там, на исторической родине, похоронена моя мама - это была ее последняя воля. Сам я родился в Москве, но в Касимове бываю 3-4 раза в году. В этом городе мне знакома каждая улица, и его историю я знаю, пожалуй, даже лучше, чем те, кто по недоразумению поставлен этим городом управлять. Любому таксисту в городе известно, что во власти варяги и временщики, которые приехали работать вахтовым методом, что присланные из Рязани управленцы живут в гостинице в деревне Телебукино «Касимовские зори», где стоимость номера составляет 7-8 тысяч рублей, и которую я, московский журналист, позволить себе не могу. Поэтому когда эти люди и обслуживающие их телеграм-каналы говорят про московских зажравшихся журналистов, которые «под собою не чуют страны», которые приехали, чтобы словить хайп, меня берет злость. Я куда больше имею отношение к этому городу, его людям и их проблемам, нежели они. Вот когда сгоревший и почти полностью уничтоженный дом врача Кауфмана, дяди Нобелевского лауреата Пастернака, будет восстановлен и превращён в музей Доктора Живаго, когда они перестанут строить, как поётся в одной песне, «муляжи святой Руси за полчаса», а именно - уродовать торговые ряды архитектора Гагина дешевой зелёной кровлей, как будто они себе баню решили построить, а не отреставрировать памятник архитектуры, когда они выделят деньги на реконструкцию жемчужины Касимовского района, величественного Троицкого собора в посёлке Гусь Железный, - вот тогда и поговорим. Я считаю, что городом и районом должны управлять не наемные менеджеры, а местные люди, живущие в Касимове и болеющие за этот город. Для которых проблемы жителей - это их собственные проблемы. Хочу подчеркнуть, что мои претензии адресованы касимовской власти. Про губернатора вашего сказать ничего не могу, в других районах области не бываю. Но надеюсь, он в курсе проблем второго по значимости города области и обратит внимание на то, кем и как он управляется. Внешне он производит впечатление образованного, думающего человека, чего нельзя сказать о прежних губернаторах. Что касается реакции обычных людей, я ее предвидел, поскольку психология местных жителей мне хорошо известна. Сами они и не в таких выражениях и образах могут обрисовать ситуацию в своём городе, но когда это делает приезжий, их берет обида. Как у Пушкина в письме к Вяземскому: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство». Так вот я хотел бы подчеркнуть, что я не иностранец, не зажравшийся москвич, что мне глубоко небезразлична судьба этого города, с которым я навсегда связан с могилами моих предков. – Часто звучало мнение, что фильм снят в интересах московской мэрии, требовалось показать москвичам, что у них в условиях пандемии все еще не так плохо, как в глубинке. Отсыл к Собянину, к Москве наводит на такие мысли. Как вы можете это прокомментировать? – Подозрения, что это снято в интересах московской мэрии, Собянина или кого-то там ещё, считаю полной чушью. Я никогда не снимал фильмов на заказ, не отрабатывал так называемых «субботников». Именно поэтому меня нет и в обозримом будущем не будет на федеральных каналах. Во всяком случае до тех пор, пока эти каналы контролируются государством. Я слишком трепетно отношусь к своей профессии, чтобы отрабатывать чей-то заказ. Я поехал в Касимов, потому что этот город мне знаком, некоторые из героев этого фильма станут героями моего следующего фильма, который я снимаю уже без малого два года. Тут не надо искать конспирологии. Точно такую же безрадостную картину можно наблюдать в любом малом городе в радиусе 300 километров от Москвы. Калужские и ярославские города-стотысячники, может быть, чуть получше выглядят. А вот Торжок, Вышний Волочёк находятся в таком же удручающем состоянии, как и Касимов. Не заговор надо искать, чтобы оправдать себя, а попытаться честно ответить на вопрос, почему один из красивейших и самобытнейших малых городов России стал таким неряшливым. Считайте, что моя видеокамера - это зеркало, которое я подставил, чтобы люди, живущие в Касимове, в него заглянули. Журналистика - она для того и существует, чтобы указывать на проблемы и изъяны. Легко ругать меня за то, что я показал беспросветную тоску русской жизни, грязь и нищету, гораздо сложнее ответить на вопрос, почему так получилось. – Известно, что Ксения Собчак съемками в Касимове не занималась, в самом городе все снимали только вы. Какова ее роль в создании фильма тогда? Работа с московскими героями? – Ксения принимала самое активное участие в фильме. Она договаривалась на съемки с некоторыми героями этого фильма, мы подробно обсуждали с ней сценарий, концепцию, сюжетные повороты. На каком-то этапе подготовки к фильму мы отказались от идеи с ее приездом, поскольку боялись нездорового ажиотажа. Это документальный фильм, не постановочный, а в документальном фильме важно, чтобы герои вели себя естественно, как они ведут себя в обычной жизни. Ксения самим фактом своего появления могла бы смутить некоторых героев. Ну и потом - строительство в спешном порядке потемкинских деревень не пошло бы фильму на пользу. Это честное, непредвзятое кино о России, пускай и жёсткое, местами тяжелое. Это кино не о конкретном городе, оно о всей стране, оно о нас, людях, которые здесь живут. В Касимове отразилась вся Россия, а герои этого фильма настолько архетипичны, что десятки их реинкарнаций вы можете отыскать в классической русской литературе. И мне очень бы хотелось, чтобы жители Касимова не жмурились, не отмахивались, потому что они чувствуют себя как бы внутри этого повествования, и им так же неприятно на это смотреть, как иным людям неприятно слушать свой голос на записи; мне бы хотелось, чтобы на эту историю взглянули со стороны, абстрагировавшись. Мы точно не хотели никого обидеть и оскорбить чьих-то чувств. Это не кино на злобу дня, не попытка словить хайп, не попытка уязвить самолюбие жителей конкретного города. Такое кино могло быть снято в любом уездном городе и двадцать, и тридцать, и сто лет назад. |
еще по темеНовости 28 ноября 15:05
28 ноября 13:11
27 ноября 18:16
27 ноября 14:52
27 ноября 12:45
27 ноября 11:46
26 ноября 18:49
26 ноября 18:15
26 ноября 17:33
26 ноября 16:44
|