В заповеднике неспокойно
Константиновская эпопея до сих пор не закончилась. В публичном поле — судебный процесс вокруг участков жены члена Совета Федерации Игоря Морозова, под ковром — много всего другого. Безусловно, судьба есенинских мест во многом зависит от позиции федеральной власти. Рязанским активистам удалось обеспечить необходимый резонанс еще пять лет назад, угроза сплошной массовой застройки была предотвращена. Однако окончательно проблема застройки есенинских мест до сих пор не решена.
Оспариваются границы музея-заповедника, незаконно построенные дома не снесены, чиновники, «засветившиеся» как домовладельцы на заповедной земле, не наказаны. Одни, как бывший министр по делам территорий Владимир Кравчук или бывшая представительница губернатора в облдуме Мария Антонюк, ушли с госслужбы на заслуженный отдых. Другие, как, например, зампредседателя областного правительства Виталий Артемов (в заповедной зоне обнаружился участок, зарегистрированный на его сына), продолжают делать политическую карьеру.
Очевидно, что попыткам окончательно установить эффективные регламенты заповедного землепользования противостоит мощное лобби, включающее многих высокопоставленных чиновников, разбросанных по разным органам власти. Да и бывший губернатор Олег Ковалев, если кто забыл, находится вовсе не на пенсии, а в Совете Федерации. А Ковалев в свое время взял на себя такие обязательства, что даже после вызова на ковер к Владимиру Путину пытался сорвать установление охранных режимов в Рыбновском районе.
Из инспекторов в инспекторы
Казалось бы, в том числе и для того, чтобы заинтересованные лица не могли оказывать решающее значение при изучении того или иного вопроса, существует вертикаль региональных представителей федеральной власти. Полпреды в федеральных округах и федеральные инспекторы в каждом из регионов должны объективно информировать Администрацию Президента о происходящем.
В Рязани должность Главного федерального инспектора с 2017 года занимает Сергей Яковлев. До этого назначения он пять лет работал федеральным инспектором без слова «главный», то есть, по факту, заместителем главного. И даже беглое знакомство с его официальной биографией говорит о том, что он вряд ли способен объективно и беспристрастно оценивать происходящее вокруг музея-заповедника имени Есенина. Налицо очевидный конфликт интересов: в 2007-2010 годах Яковлев работал начальником Рыбновского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии. Он же в этот период — Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Рыбновского района.
Ни одна земельная сделка не могла пройти без Яковлева. А земельные сделки заключались очень активно и многие касались спорных с точки зрения охранного законодательства территорий.
Земельный надзор закрыл глаза
Пик атаки правительства Ковалева на есенинские земли пришелся на 2012-2013 годы, однако подготовка велась за несколько лет до того, еще при губернаторе Шпаке, когда земли активно переводились под строительство, включались для этого в границы населенных пунктов. Вот некоторые постановления о переводе заповедных земель, выпущенные в период работы Сергея Яковлева Главным государственным инспектором по использованию и охране земель Рыбновского района.
В 2007 году более 10 га земель сельхозназначения включаются в границы села Константиново:
Еще один, небольшой участок, в том же году:
Два участка переведены под строительство и включены в границы села Новоселки в 2007 году:
Два участка общей площадью около 140 га в 2008 году прирезаны к деревне Раменки:
Еще три участка там же, в том же году и примерно такой же общей площади:
Относительно небольшой участок около деревни Шишкино, 2008 год:
Именно регпалата регистрирует новые границы поселений.
А может быть, в тот период у Яковлева не было полномочий для вмешательства в процессы распоряжения землей и он был вынужден бездумно визировать все заключаемые сделки? Вовсе нет. Для того, чтобы в этом убедиться, нужно открыть постановление правительства Российской Федерации от 15.11.2006 г. № 689 «Об утверждении положения о государственном земельном контроле» (в ред. от 22.06.2007 г.). Это документ, регулирующий полномочия Сергея Яковлева в период его работы в Рыбновском районе и всех инспекторов земнадзора. Он, в частности, имел право «давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий»; составлять административные протоколы на нарушителей и накладывать штрафы; посещать с проверками любые земельные объекты, даже военные, «направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности». А также — «вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, издавшие акты, касающиеся вопросов земельных отношений, предложения о приведении указанных актов в соответствие с земельным законодательством».
Последний пункт крайне важен. По сути, это право законодательной инициативы. Будь Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Рыбновского района активен в исполнении своих полномочий, земельного бардака в Рыбновском районе можно было бы избежать.
Однако вместо своей прямой обязанности — земельного надзора, Яковлев штампует переводы земель, которые и стали позднее основой для всероссийского скандала. В мае 2009 года, когда он по-прежнему работал в Рыбновском районе, губернатор Ковалев безо всяких затруднений, одним постановлением, перевел по заявлению гражданина Зюбы около 80 га близ села Новоселки под индивидуальное жилищное строительство.
Землевладелец Владимир Зюба осенью того же года при прямом протежировании Ковалева стал главой Рыбновского района и приступил к реализации своих масштабных планов застройки есенинских мест.
Необходимо отметить, что по своей должности Сергей Яковлев не подчинялся губернатору, он был федеральным чиновником, однако согласовал земельный передел в Рыбновском районе. Да и назначение земельным инспектором его именно в этот район вряд ли может быть случайным. Общеизвестно, что своей карьерой Яковлев (как и упомянутый Виталий Артемов) обязан Михаилу Бабичу, нынешнему послу в Белоруссии. Связи сложились еще в молодости через рязанское училище связи. Протекцию можно было использовать для различных назначений, но выбор пал на земельный рынок в Рыбновском районе.
Таким образом, Сергей Яковлев - активнейший участник событий, с которых начался рыбновский скандал. Все эти годы вопрос о его роли в этой истории почему-то не поднимался, возможно, Яковлева оттеняли более публичные фигуранты. Однако, Главный федеральный инспектор по Рязанской области — человек, напрямую заинтересованный в том, чтобы важная для региона проблема подавалась в Москву под определенным углом, и если это не конфликт интересов, то что тогда конфликт интересов?
Фото Сергея Яковлева: mediaryazan.ru