«Сельское хозяйство – одна из наиболее зависимых от импорта отраслей»
понедельник, 14 марта, 2022 - 12:56

Жители Рязани уже ощутили на себе действие санкций, вызванных происходящим на Украине. Продукты, лекарства, салоны красоты, машины и запчасти, электроника и сфера развлечений – подробнее о том, что происходит с ценами и ассортиментом на Vidsboku здесь и здесь.

Но рост курса доллара и евро, а также отказ иностранных производителей от работы и импорта товаров в Россию может ударить и по сельскому хозяйству. Причем намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Дело в том, что огромная часть семян, высокопродуктивного скота, птицы, а также сельхозтехники в Россию завозится из-за границы. Точнее, завозилась, – до последних событий. О том, как санкции уже отразились на сельхозпроизводителях, к каким последствиям могут привести, и чего в итоге ждать рядовым потребителям, Vidsboku рассказал председатель некоммерческого партнерства «Союз крестьян», фермер Владимир Мимоглядов.

– Какова ситуация на сегодняшний момент?

– Она, во-первых, непонятная, и как она будет развиваться, тоже трудно спрогнозировать. Мы выстраивали отношения (с иностранными производителями – прим. Vidsboku), чтобы работать долгосрочно, увеличивать рынок. Мы пришли к этому, достаточно насытили рынок, а теперь «мы передумали». Все потеряют на этом, без исключения.

Примеров куча. Люди взяли сеялку импортную, им привезли, цена в евро, но евро теперь стоит совсем других денег. И, соответственно, они не могут даже взять кредит, чтобы ее выкупить. Как себя вести? У людей уже выстроились отношения, и говорить: «Извините, мне не нужно». А как не нужно, если ты первоначальный взнос уже заплатил? Здесь никто не виноват, но непонятно, как в настоящий момент работать, одни обещания. Опасения, какие сейчас возникают, это, прежде всего, импортные семена, которые присутствуют у нас в производстве.

Владимир Мимоглядов на совещании в облправительстве 11 марта

– Они большой процент занимают?

– В разных культурах по-разному. Допустим, если это свекла, то там процент импортных семян более 80%. Если подсолнечник, кукуруза, то там чуть поменьше, в районе 60%. Если технические культуры, как рапс, – там более 50% импортные семена.

Но вообще сельское хозяйство – одна из наиболее зависимых от импорта отраслей.

Средства защиты растений – они могут производиться и у нас, но действующие вещества у них все импортные, даже если производятся российскими компаниями. Они тоже привязаны к курсу доллара или евро, поэтому тоже идет удорожание.

Непонятно, как будет выглядеть ситуация с запасными частями. Сейчас у всех на слуху самолеты, автомобили, а про сельскохозяйственную технику, в которой тоже очень большая доля импортной, многие забывают. А если не будет запасных частей, то как убирать? Это же определенный период, потом уже идет потеря качества. Даже в нашей технике многие детали импортные, например в продукции «Россельмаша».

Что делать, если сломается трактор и не будет запчастей? Это продовольственная безопасность. Без рубашки можно обойтись, без микроволновки тоже, а когда это отразится на нехватке продовольствия – это другая картина. Я не говорю, что это крах, но пока непонятно, как это будет выглядеть, просто непонятно. Сломался, не смог починить. Худший вариант: не посеял, чуть лучший – если посеял, но получил меньшую урожайность. Если это будет массово, в итоге будет дефицит. Нагнетать, конечно, рано, но опасения по этому поводу есть. Сибиряки пишут, у них рядом Китай, и они покупают все запасные части там. Но как это будет развиваться, не ясно, заявления противоречащие. Поставщики – это касается и запчастей, и средств защиты растений, пока стоят «на стопе». Даже если они закупились, все ждут, смотрят друг на друга, на евро – какой курс, решают, по какой цене продавать.

Мы обеспечиваем себя удобрениями, более того, львиная часть продукции идёт на экспорт. Но здесь теперь обратная проблема – после разрыва экономических связей производители не смогут продавать этот объем и будут терпеть большие убытки.

– Что с животноводством?

– Многое импортируется, в том числе и семя – в лабораториях специально работают над тем, чтобы генетика обеспечивала и больше молока, и улучшение мясных качеств и привес. В этом плане все завязано на европейской генетике. Какой-то промежуток времени можно пройти и по накатанной, но как дальше? Есть и составляющая добавок в комбикорма, которые стимулируют корову давать больше молока. Они все импортные и тоже дорогие. Соответственно, если их не будет, то будет снижаться продуктивность, и будет расти себестоимость.

Что касается птицы, то там 50% идет импортное маточное стадо, от которого потом получается яйцо. Здесь все тоже завязано на эффективность: если одна курица дает 300 яиц, а другая 280, и при этом едят они одинаково, то какую эффективнее держать? Даже если на 2 яйца больше, а их там миллион штук, это экономика другая. Можно, конечно, и здесь обойтись, но уже не будет такой яйценоскости, эффективность будет падать.

Вопрос и в том, какова будет ситуация с вакцинами, будут ли перебои. Мы были интегрированы, никто не думал, что так может случиться, никто голову не ломал – импортные привезли, сделали, и работает она надежно. Смогут ли по щелчку все перейти на отечественные – снова вопрос. Вопросов куча, и они оптимизма особого не внушают.

Или доильное оборудование – оно все импортное. Расходные материалы, соответственно, тоже. Стоит доильный зал, который работает круглосуточно, час-два перерыв. Если это вдруг сломалось и не будет запасных частей – это полный крах. Нанять столько доярок и подоить тысячу голов? Именно это и пугает, что мы не знаем, как все будет выглядеть, как все будет делаться.

– Власти идут на контакт, говорят о поддержке производителей?

– Идут, главный вопрос, который стоял до последних событий – о льготных кредитах, на совещании в облправительстве 11 марта нам подтвердили получение федеральных денег, которые были заложены, но теперь возникает другой вопрос – суммы планировались, исходя из прежней ставки рефинансирования, теперь она радикально выросла. Соответственно, аграрии ждут добавления средств на эти нужды, но деньги нужны просто огромные, а и раньше процесс с их выделением шел не очень гладко. Для нас это оборотные средства, дизтопливо, удобрения, средства защиты, семена. И инвестиционные кредиты на покупку техники. Все ближе посевная, на Кубани уже началась, через месяц начнется и у нас.

– Как на эту ситуацию реагируют сельхозпроизводители, есть ли те, кто решил оставить этот бизнес?

– Многие считают, что если крестьянин, то он дурак. А он садится за компьютер и считает, какие затраты и какая примерно будет цена. Потом он задает себе вопрос: «А, может, лучше эти деньги взять и положить в «Сбербанк», «Промсвязьбанк» под 23% годовых и просто плевать в потолок?» И получается одинаково, а, может, даже положить в банк будет выгоднее, никаких рисков. Многим не выгодно производить с учетом подорожания. Жизнь в целом подорожала. Мы также ходим в магазин, покупаем продукты, если они дорожают, то на нас это тоже сказывается. Одно дело, когда без рыночной экономики и все государственное – это одна история, а когда это не государства деньги, а твои, люди задаются вопросом: «зачем».

– Насколько, при худшем варианте, вырастут цены?

– Вся составляющая, она вся подорожала. И поэтому цены не могут оставаться на том уровне, на котором были до кризиса. Соответственно, растёт все. Логичный вариант, что цены вырастут на ту сумму, которая увеличилась на этапе внесения и получения урожая. Теоретически, цена может остаться на прежнем уровне, если будет рекордный урожай: вся составляющая подорожала, но урожайность в два раза выше. Исходя из этого, себестоимость будет ниже. Это что касается растениеводства. Что касается животноводства, то там чудес не бывает – как ни делай, а корова не даст в два раза больше молока, а курица яиц. Здесь однозначно на те затраты, которые увеличатся, будет подорожание.

Подписывайтесь на Telegram-канал Vidsboku!

еще по теме

«Атрон» Рязань «Глобус» Рязань «Городские проекты» «Единая Россия» Рязань «Лучшие друзья» Рязань «М5 Молл» Рязань «Мещерская сторона» «Новая газета» Рязань «Сбербанк» Рязань «Северная компания» «Справедливая Россия» Рязань «Яблоко» Рязань Александр Чайка Александр Шерин Алексей Фролов Андрей Кашаев Андрей Красов Андрей Петруцкий Антон Воробьев Аркадий Фомин Арт-Лужайка Арт-лужайка Рязань Беженцы из Украины Валерий Рюмин Виктор Малюгин Виталий Артемов Виталий Ларин Владимир Мимоглядов Водоканал Рязани Выборы в Рязанской области Выборы в Рязанскую городскую Думу Выборы в Рязанскую областную Думу Дашково-Песочня Дмитрий Гудков Евгений Зызин Заборье Застройка Рязани Игорь Кочетков Игорь Морозов Игорь Путин Игорь Трубицын Игорь Туровский Игорь Яшин Ирина Кусова КПРФ Рязань Канищево Касимов Касимовская городская Дума Константиново ЛДПР Рязань Лыбедский бульвар Людмила Кибальникова Министерство печати Рязанской области Минлесхоз Рязанской области Михаил Малахов Михаил Пронин Мост через Оку Николай Булаев Николай Пилюгин Олег Булеков Олег Ковалев Олег Шишов Ольга Мишина Ольга Чуляева Петр Пыленок Подбелка Поджоги машин Пойма Павловки Пойма трех рек Политика Рязани Поляны Праймериз «Единой России» РГУ им. Есенина РМПТС РНПК Роман Путин Рязанская городская Дума Рязанский кремль Рязанский нефтезавод Рязанский район Рязанский цирк Рязань Сасово Северный обход Семен Сазонов Сергей Дудукин Сергей Ежов Сергей Сальников Сергей Филимонов Скопин Солотча Спас-Клепики ТРЦ «Премьер» Трасса М5 УМВД Рязанской области Федор Провоторов Шаукат Ахметов ЭРА