Спастись от сероводорода путем закрытия завода?
пятница, 20 марта, 2015 - 15:42

На уходящей неделе после некоторого перерыва в публичное пространство вновь вернулась проблема выбросов рязанского нефтезавода. Причем, градус официальных комментариев сразу начал зашкаливать. Заговорили о возможности закрытия РНПЗ.

Запах как аргумент

Напомним, выбросы продолжаются (или по крайней мере, отчетливо ощущаются) более двух лет. От невыносимого сернистого запаха страдают, прежде всего, жители рязанского микрорайона Дашково-Песочня и поселка Турлатово под Рязанью.

Природоохранная прокуратура и суд не раз признавали, что источник загрязнения воздуха – Рязанская нефтеперерабатывающая компания. Однако, сама «дочка» «Роснефти» свою ответственность не признает. Политические власти региона достаточно откровенно используют ситуацию для торга с нефтяным гигантом. В определенные моменты претензии выдвигаются, затем снимаются. Например, в июне 2013 года, перед встречей главы «Роснефти» Игоря Сечина с губернаторами, среди которых был Олег Ковалев, размещением материалов о выбросах нефтезавода в подконтрольных СМИ занималась губернаторский министр печати Ольга Чуляева. Через какое-то время критика прекратилась.

Предмет торга оценивается по-разному, некоторые эксперты в качестве такового называют бизнес-интересы дружественных региональному руководству структур, которые может удовлетворить РНПК. Но, если кто-то и верил в то, что информационное спокойствие при наличии реальной проблемы может быть обеспечено силами облправительства, то серьезно ошибся. Хроника последних событий.

Время заявлений

В среду, 18 марта, в Госдуме выступал заместитель министра природных ресурсов Ринат Гизатуллин. Депутат от Рязанской области Владимир Федоткин (КПРФ) задал ему вопрос про рязанский нефтезавод.

«Вот, не кажется ли вам, что в таких случаях, которые наносят массовый ущерб здоровью и жизни людей, и когда превышения идут в десятки раз, нужны просто меры закрытия предприятия? И таких у нас не одно предприятие. До тех пор, пока собственники не наведут порядок и не будут убивать людей такими путями, их просто надо закрывать и прекращать это производство. Жизнь людей дороже», – спросил Федоткин.

Комментируя свое выступление Vdsboku, Федоткин отметил, что не ставит задачей закрытие завода, но проблему надо решать: «здоровье людей дороже».

Замминистра оказался прекрасно осведомлен о проблеме.

«Что касается закрытия предприятия, то по превышению, как вы говорите, в 40-50, да и даже в 7 раз утвержденных нормативов. Уже сейчас есть все основания у суда, мы туда неоднократно обращались, принять решение о приостановке деятельности предприятия сначала на 90 суток, потом пролонгировать этот срок в случае неустранения нарушений», – ответил Гизатулин.

Vidsboku опубликовал материал о сделанных в Госдуме заявлениях.

Утром 19 марта пресс-служба РНПК предложила Vidsboku прокомментировать ситуацию. Это первый комментарий со стороны предприятия за всю историю проблемы. Ранее пресс-служба всячески уклонялась от многочисленных предложений Vidsboku изложить позицию своей компании. Главное в комментарии: «ЗАО «РНПК» в период с 2012 по 2014 годы приняло участие в шести судебных делах по вопросам загрязнения атмосферного воздуха в Южном промузле города Рязани и в поселке Турлатово. Все судебные дела закончились в пользу ЗАО «РНПК», суды разных инстанций во всех случаях приняли решение об отмене незаконных постановлений государственных контрольно-надзорных органов».

В тот же день природоохранная прокуратура полностью опровергла заявление РНПК. Старший помощник природоохранного прокурора области Ирина Артюшатская заявила Vidsboku, что ответственность рязанского нефтезавода за загрязнение окружающей среды признана судами, «своими опровержениями, опубликованными в СМИ 19 марта, РНПК вводит общественность в заблуждение».

Собственно, информация о данных судах имеет публичный характер, не раз публиковалась и РНПК, действительно, суды проиграла. Решения не в пользу РНПК выносили 20-й арбитражный апелляционный суд в Туле (вышестоящая инстанция по отношению к рязанскому арбитражу, решения можно найти здесь и здесь), Рязанский областной суд.

Кстати, чтобы избежать путаницы, надо пояснить, что есть и еще одно судебное решение не в пользу РНПК. 22 сентября прошлого года Железнодорожный районный суд признал предприятие виновным в нарушении нормативов по очистке сточных вод, сбрасываемых через выпуск цеха № 20 завода в реку Листвянку. Областной суд оставил решение в силе.

19 марта минприроды России размещает на своем сайте сообщение, что направило в Генеральную прокуратуру письмо с просьбой провести тщательную проверку деятельности рязанского нефтеперерабатывающего завода и принять необходимые меры прокурорского реагирования. «17 марта 2015 г. Рязанская межрайонная природоохранная прокуратура проинформировала Минприроды России об итогах проведенных совместно с областным управлением Росприроднадзора проверках. Она подтвердила факты превышения допустимых уровней выбросов сероводорода на РНПК. Также было зафиксировано, что предприятием не были приняты меры по установлению санитарно-защитной зоны, размер которой должен был обеспечить уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух. По итогам проверок, проведенных в феврале 2015 г. руководству предприятия было внесено представление об устранении нарушений закона. У прокуратуры есть все основания для приостановки деятельности Рязанской нефтеперерабатывающей компании», — говорится в сообщении ведомства.

Вечером того же дня сайт рязанской «Единой России» сообщил, что партия «Единая Россия» выступила против закрытия рязанского нефтезавода». После этого тема закрытия завода окончательно вошла в реальную повестку дня, в том числе, политическую.

Заявление изложено в виде комментария депутата облдумы Андрея Глазунова, то есть никаким официальным решением в забюрократизированной ЕР не подтверждено, но подчеркивается, что это «официальная позиция» всего регионального отделения:

«Во-первых, на нефтеперерабатывающем заводе трудятся более 3,5 тысяч рязанцев, еще 1,5 тысячи работают в смежных организациях, таких как «Смазочные материалы», «Рязаньнефтепродукт» и других. Это люди среднего возраста, представляющие интеллектуальный и кадровый потенциал региона. Во-вторых, налоги, более 2-х миллиардов рублей РНПЗ платит в бюджет области. И самое главное – закрытие не решит экологической проблемы, а только усугубит ее. Через очистные сооружения нефтезавода проходят все городские стоки: и бытовые, и от промышленных предприятий. Встанет нефтезавод — встанут остальные предприятия и вся канализационная система города. Конечно, региональное отделение партии «Единая Россия» категорически против инициативы представителей КПРФ о закрытии предприятия».

Невооруженным глазом видно, что авторы заявления сознательно обходят стороной федеральное минприроды и пытаются выставить своим оппонентом лишь коммунистов. При этом не дается никакой оценки самой экологической проблеме: как ее решить без закрытия завода? Получается, что такового решения просто нет.

Там собрался у ворот

Облправительство на инициативу минприроды публично не отреагировало, но пригласило на встречу жителей Дашково-Песочни – членов инициативной группы по борьбе с загрязнением воздуха.

Пик народной активности пришелся на лето-осень прошлого года. Жители района активно собирали подписи под обращениями, организовывали сход, выступали на встречах с депутатами, чиновниками и руководством нефтезавода. Шла даже речь об организации митинга против загрязнения воздуха, чего чиновники, понятно, опасались больше всего. Постепенно возмущение жителей как-то потеряло остроту и их активность фактически свелась на нет, хотя вонь в районе осталась. Помимо прочего, жители просто устали от безрезультативных встреч с властями, чему последние явно были рады. На одной из встреч чиновники облправительства заявили, что из Рязани нельзя справиться с «монстром», как они назвали нефтяную компанию. Деятельное участие федеральных властей, возможно, развеет страхи.  

Фото:РИА Новости. Иван Денисенко

еще по теме

«Атрон» Рязань «Глобус» Рязань «Городские проекты» «Единая Россия» Рязань «Лучшие друзья» Рязань «М5 Молл» Рязань «Мещерская сторона» «Новая газета» Рязань «Сбербанк» Рязань «Северная компания» «Справедливая Россия» Рязань «Яблоко» Рязань Александр Чайка Александр Шерин Алексей Фролов Андрей Кашаев Андрей Красов Андрей Петруцкий Антон Воробьев Аркадий Фомин Арт-Лужайка Арт-лужайка Рязань Беженцы из Украины Валерий Рюмин Виктор Малюгин Виталий Артемов Виталий Ларин Владимир Мимоглядов Водоканал Рязани Выборы в Рязанской области Выборы в Рязанскую городскую Думу Выборы в Рязанскую областную Думу Дашково-Песочня Дмитрий Гудков Евгений Зызин Заборье Застройка Рязани Игорь Кочетков Игорь Морозов Игорь Путин Игорь Трубицын Игорь Туровский Игорь Яшин Ирина Кусова КПРФ Рязань Канищево Касимов Касимовская городская Дума Константиново ЛДПР Рязань Лыбедский бульвар Людмила Кибальникова Министерство печати Рязанской области Минлесхоз Рязанской области Михаил Малахов Михаил Пронин Мост через Оку Николай Булаев Николай Пилюгин Олег Булеков Олег Ковалев Олег Шишов Ольга Мишина Ольга Чуляева Петр Пыленок Подбелка Поджоги машин Пойма Павловки Пойма трех рек Политика Рязани Поляны Праймериз «Единой России» РГУ им. Есенина РМПТС РНПК Роман Путин Рязанская городская Дума Рязанский кремль Рязанский нефтезавод Рязанский район Рязанский цирк Рязань Сасово Северный обход Семен Сазонов Сергей Дудукин Сергей Ежов Сергей Сальников Сергей Филимонов Скопин Солотча Спас-Клепики ТРЦ «Премьер» Трасса М5 УМВД Рязанской области Федор Провоторов Шаукат Ахметов ЭРА